Роль словарных диктанты в начальной школе

Роль слова́рных дикта́нты в нача́льной шко́ле

Аннота́ция: Вы молодо́й начина́ющий учи́тель, а мо́жет о́пытный профессиона́л? Тогда́ э́та систематиза́ция из разли́чных исто́чников методи́ческой литерату́ры и передово́го о́пыта о разнообра́зии ви́дов дикта́нтов позво́лит учи́телям|учителя́м нача́льных кла́ссов и́ли учи́телям|учителя́м ру́сского языка́ ши́ре взгляну́ть на возмо́жности рабо́ты с те́кстом и сде́лать проце́сс обуче́ния написа́ния дикта́нтов бо́лее привлека́тельным ви́дом зада́ний для уча́щихся. Структу́ра: цель проведе́ния, методи́ческие осно́вы рабо́ты над ка́ждым ви́дом дикта́нтов с образца́ми и рекоменда́циями.

Ключевы́е слова́: дикта́нт, ви́ды дикта́нтов, классифика́ция дикта́нтов, теку́щий, ито́говый, вы́борочный, распредели́тельный, вы́борочно-распредели́тельный, свобо́дный, восстано́вленный, по анало́гии, предупреди́тельный, дикта́нт с обоснова́нием, объясни́тельный, дикта́нт «Проверя́ю себя́», самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти, комменти́рованный, зри́тельно-слуховы́е дикта́нты, тво́рческий.

Разнообра́зие дикта́нтов. Мето́дика их проведе́ния.

 Поня́тие о дикта́нте.

Дикта́нт – э́то упражне́ние, состоя́щее в за́писи уча́щимися материа́ла, воспринима́емого на слух.

Дикта́нт – э́то вид орфографи́ческого упражне́ния, су́щность кото́рого, для уча́щихся, состои́т в за́писи воспринима́емого на слух сло́ва|слова́, предложе́ния, те́кста

  • Основно́й вид рабо́ты обуче́ния правописа́нию.
  • Эффекти́вность его́ достига́ется тем, что учени́к, мо́лча произно́сит зву́ки, у́чится соотноси́ть зву́ки и бу́квы и чу́вствовать звук как фоне́му.
  • Дикта́нт тре́бует уси́ленного внима́ния, кото́рое определя́ет ско́рость и то́чность образова́ния на́выков.
  • Ви́ды дикта́нтов.

    Дикта́нтом с измене́нием те́кста называ́ется лю́бой|любо́й дикта́нт, при за́писи кото́рого продикто́ванный текст изменя́ется по зада́нию учи́теля|учителя́: выбира́ется ука́занный материа́л, изменя́ются констру́кции продикто́ванных предложе́ний, вставля́ются но́вые сло́ва|слова́ и́ли словосочета́ния и про́чее. Таки́е дикта́нты не запи́сываются досло́вно и тре́буют акти́вной у́мственной де́ятельности, что помога́ет лу́чше поня́ть и запо́мнить материа́л

    Схе́ма – классифика́ция ви́дов дикта́нтов

    Теку́щий и ито́говый контро́льные дикта́нты

  • Теку́щий контро́льный дикта́нт.
  • Теку́щий контро́льный дикта́нт прово́дится для прове́рки зна́ний уча́щихся по изу́ченным те́мам и́ли отде́льным вопро́сам .

    Мето́дика проведе́ния контро́льного дикта́нта такова́: снача́ла учи́тель чита́ет весь текст, по́сле чего́ задаёт не́сколько вопро́сов по содержа́нию для выясне́ния сте́пени понима́ния детьми́ смы́сла прочи́танного, зате́м дикту́ет ка́ждое предложе́ние всего́ оди́н раз, де́ти повторя́ют про себя́ и запи́сывают.

    По́сле того́ как де́ти запи́шут весь текст, учи́тель ещё раз чита́ет его́, де́лая значи́тельные па́узы ме́жду предложе́ниями, что́бы уча́щиеся могли́ прове́рить напи́санное.

    В ка́честве теку́щего контро́льного дикта́нта прово́дится слова́рный.

  • Ито́говый контро́льный дикта́нт.
  • Ито́говый контро́льный дикта́нт предполага́ет прове́рку усвое́ния детьми́ материа́ла, изу́ченного в тече́нии дли́тельного вре́мени, наприме́р, че́тверти и́ли полуго́дия.

    Для ито́гового контро́льного дикта́нта предпочти́тельнее текст, в кото́ром нет слов на неизученные пра́вила. Е́сли же таки́е слова́ встреча́ются, то их ну́жно записа́ть на доске́. Коли́чество слов в ито́говом дикта́нте стро́го определено́.

    Уме́стно вспо́мнить методи́ческие сове́ты К.Д.Ушинского относи́тельно того́, как на́до диктова́ть: «Диктова́ть должно́ ме́дленно, я́сно, но це́лыми предложе́ниями, а не отде́льными слова́ми, что́бы де́ти привы́кли уде́рживать в уме́ це́лые мы́сли, а не лови́ли зву́ков».

    Тре́бования к те́ксту

    Текст до́лжен быть:

  • Свя́зный
  • Поня́тный уча́щимся
  • Интере́сный, по содержа́нию и фо́рме изложе́ния
  • До́лжен дава́ть но́вую информа́цию об окружа́ющем ми́ре
  • Носи́ть воспи́тывающий хара́ктер
  • Ви́ды обуча́ющих дикта́нтов

    Обуча́ющие дикта́нты де́лятся на предупреди́тельные, объясни́тельные и комменти́рованные в зави́симости от того́, когда́, в како́й моме́нт рабо́ты прово́дится объясне́ние дикту́емого те́кста: пе́ред, по́сле и́ли во вре́мя дикто́вки.

  • Вы́борочный дикта́нт
  • Распредели́тельный дикта́нт
  • Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт
  • Свобо́дный дикта́нт
  • Восстано́вленный дикта́нт
  • По анало́гии
  • Предупреди́тельный дикта́нт
  • Дикта́нт с обоснова́нием
  • Объясни́тельный дикта́нт
  • Дикта́нт «Проверя́ю себя́»
  • Самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти
  • Комменти́рованный дикта́нт
  • Зри́тельно-слуховы́е дикта́нты
  • Тво́рческий дикта́нт
  • Вы́борочный дикта́нт

    Вы́борочный дикта́нт- э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой шко́льники из продикто́ванного те́кста выбира́ют и запи́сывают сло́ва|слова́, словосочета́ния и́ли – ре́же - предложе́ния на закрепля́емое пра́вило.

    Вы́борочный дикта́нт быва́ет : карти́нный, слухово́й, зри́тельный.

    1)вы́писать то́лько сло́ва|слова́ из «Словаря́»:

    Урожа́й, урожа́й! На́ше ле́то провожа́й! Ско́лько сла́дкого горо́ха! Огурцы́ как на подбо́р! На гряде́ сорва́ть не пло́хо кру́пный кра́сный помидо́р!

    2) вы́писать сло́ва|слова́ с сочета́ниями ЖИ-ШИ

    На столе́ сто́ит|стои́т кувши́н с водо́й. Расцвели́ души́стые ла́ндыши. Ребя́та, дава́йте жить дру́жно.

    2.2.2. Распредели́тельный дикта́нт

    Распредели́тельный дикта́нт - э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой ученики́ запи́сывают весь дикту́емый текст, распределя́я его́ по гру́ппам, по указа́нию учи́теля|учителя́.

    1)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́ – назва́ния живо́тных, во второ́й – сло́ва|слова́ – назва́ния расте́ний;

    2)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых сле́дует запо́мнить гла́сную е , во второ́й – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную о , в тре́тий – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную а ;

    Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт

    Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт – э́то пи́сьменная рабо́та, при выполне́нии кото́рой прово́дится не то́лько вы́борочная за́пись дикту́емого те́кста, но и распределе́ние запи́санного на гру́ппы.

    Роль слова́рных дикта́нты в нача́льной шко́ле

    Записа́ть сло́ва|слова́ с Ь зна́ком|знако́м в пе́рвый сто́лбик, с Ъ – во второ́й.

    По ра́дио объяви́ли об отправле́нии по́езда|поезда́. В на́шей шко́ле происходи́ла съёмка фи́льма. Хо́чется ры́бку съесть, да не хо́чется в во́ду лезть. В кле́тке мета́лся разъярённый зверь.

     Свобо́дный дикта́нт.

    Свобо́дный дикта́нт – э́то промежу́точная рабо́та ме́жду дикта́нтом и изложе́нием, при кото́рой текст, прослу́шанный уча́щимися, не запи́сывается под дикто́вку, а переска́зывается свобо́дно.

    Под свобо́дным дикта́нтом понима́ют таку́ю за́пись дикту́емого те́кста, при кото́рой уча́щимся предоставля́ется пра́во его́ измене́ния, свобо́дного вы́бора слов и выраже́ний при сохране́нии о́бщего смы́сла.

    Учи́тель снача́ла вырази́тельно чита́ет весь текст и прово́дит рабо́ту над его́ содержа́нием, зате́м чита́ет текст по частя́м, а ученики́ пи́шут. К чте́нию после́дующей ча́сти ну́жно переходи́ть то́лько тогда́, когда́ всё|все уча́щиеся напи́шут предыду́щую.

     Восстано́вленный дикта́нт

    Восстано́вленный дикта́нт – э́то рабо́та по свя́зному|связно́му те́ксту, в проце́ссе кото́рой шко́льник снача́ла прослу́шивает предло́женный отры́вок, зате́м пи́шет по нему́ вы́борочный дикта́нт и наконе́ц, восстана́вливает свя́зный текст по вы́писанным катего́риям.

    Восстанови́ть текст в тех же синтакси́ческих констру́кциях по вы́писанным имена́м числи́тельным.

    Расстоя́ние от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца равно́ почти́ 150 миллио́нам киломе́тров. Пешехо́д, преодолева́я ежедне́вно по 30 киломе́тров, шёл бы до Со́лнца 14000 лет. По́езд, иду́щий без остано́вок со ско́ростью 100 киломе́тров в час, дости́г бы Со́лнца че́рез 170 лет. Самолёт, летя́щий со ско́ростью 100 киломе́тров в час, долете́л бы до Со́лнца че́рез 17 с ли́шним лет. Звук, достига́ющий в атмосфе́ре ско́рости 350 ме́тров в секу́нду, от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца дошёл бы за 14 лет.

     Диктант по анало́гии

    Дикта́нт по анало́гии – э́то така́я тво́рческая рабо́та, в проце́ссе кото́рой учени́к прослу́шивает чита́емый учи́телем текст, а зате́м запи́сывает самостоя́тельно соста́вленный свя́зный текст, схо́дный с продикто́ванным по компози́ции и граммати́ческой структу́ре, но отлича́ющийся от него́ по содержа́нию.

    По́сле проведе́ния наблюде́ний и бесе́ды написа́ть о кали́не, ряби́не и́ли черёмухе.

    Абрико́совое де́рево расцвело́ – оно́ ста́ло удиви́тельно наря́дным. Всё|Все его́ ве́точки, уни́занные ро́зово-бе́лыми цвета́ми, вы́глядели невесо́мыми. Поду́й ве́тер – не ста́нет наря́дного де́рева: унесёт он его́ весе́нний наря́д за три́девять земе́ль.

     Предупреди́тельный дикта́нт

  • Предупреди́тельный дикта́нт - испо́льзуется в це́лях отрабо́тки приёмов примене́ния пра́вил и напра́влен на овладе́ние уча́щимися алгори́тмом де́йствий.
  • Дикту́емый учи́телем текст подверга́ется орфографи́ческому разбо́ру до за́писи его́ уча́щимися (снача́ла объясне́ние, зате́м за́пись).

    1) Пе́ред за́писью те́кста и́ли в проце́ссе за́писи (при так называ́емом комменти́рованном письме́) уча́щиеся объясня́ют, как напи́шут сло́во и почему́.

    2) Наприме́р, учи́тель чита́ет предложе́ние: Гриб походи́л на таре́лку с водо́й.

    По́сле чего́ задаёт вопро́сы: о чём говори́тся в э́том предложе́нии? Что говори́тся? Како́е э́то предложе́ние? Что ну́жно поста́вить в конце́ его́? Как ну́жно писа́ть пе́рвое сло́во в предложе́нии? Как и почему́ ну́жно писа́ть сло́во «гриб» («походи́л»)? Как напи́шем «на таре́лку, с водо́й»? Да́лее учи́тель сам поясня́ет написа́ние сло́ва|слова́ «таре́лку». К сло́ву «водо́й» подберите прове́рочное. По́сле тако́го разбо́ра под дикто́вку учи́теля|учителя́ уча́щиеся запи́сывают предложе́ние в тетра́дь.

    Загадки природы диктант

    Загадки природы диктант

    Присмотри́сь к живы́м существа́м в приро́де и обнару́жишь сто́лько тайн, секре́тов, ключ к кото́рым иска́ть и иска́ть! В по­следнее вре́мя стано́вится я́сно, что ёж, наприме́р, изу́чен недоста́точно. Нам, пресле́дуемым аллерги́ями, страда́ющим да́же от не́которых лека́рств, в по́ру позави́довать ходя́чим колю́чкам. В действи́тельности ёж защищён мощне́е, чем зри́мой свое́й огра́дой. Нет пока́ отве́та на просто́й вопро́с: что позволя́ет ежу́|ёжу безболе́зненно выде́рживать, наприме́р, чудо́вищные до́зы я́дов? Гадю́ка уку́сит – пустя́к. Распра́вится по-сво́йски со змеёй, и хоть бы что. Для кого́ мно́жественные уку́сы пчёл ги́бельны, ежу́|ёжу всё|все на здоро́вье. Раз при о́пытах ежа́|ёжа ужа́лили одновреме́нно пятьдеся́т две пчелы́|пчёлы. Ло́шади бы смерть немину́чая, а ёжик по-пре́жнему бодр и делови́т.

    И по́мни|помни́, пожа́луйста: ежу́|ёжу совсе́м непло́хо живётся до́ма|дома́, в лесу́, не стреми́тся он к вам в городску́ю кварти́ру.

    (124 сло́ва|слова́)

    Граммати́ческое зада́ние

    1) Вы́полните орфографи́ческий ана́лиз наре́чий:

    одновреме́нно, по-пре́жнему, непло́хо, безболе́зненно, по-сво́йски.

    2) Вы́полните морфологи́ческий разбо́р одного́ наре́чия и сло́ва|слова́ катего́рии состоя́ния.

    3) Определи́те синтакси́ческий ста́тус вы́деленных слов (явля́ется ли чле́ном предложе́ния, е́сли явля́ется, то каки́м).

    Диктант Половодье

    Дикта́нт полово́дье

    По му́тной реке́ плы́ли льди́ны. Бе́рег|Берёг с его́ зали́вными|заливны́ми лу́гами|луга́ми представля́л сплошно́е мо́ре. Небольша́я ро́ща у бе́рега|берега́ была́ в воде́. Очерта́ния ре́ки|реки́ исче́зли, и то́лько по гляде́вшим из воды́ куста́м мо́жно бы́ло определи́ть ру́сло ре́ки|реки́ (36 слов)

    Зада́ния

  • Вы́пишите из второ́го предложе́ния сло́во, в кото́ром зву́ков бо́льше чем букв. Сде́лайте его́ фонети́ческий разбо́р.
  • Разде́лите|Раздели́те на сло́ги сло́ва|слова́ из второ́го предложе́ния.
  • Разде́лите|Раздели́те сло́ва|слова́ из тре́тьего предложе́ния на ча́сти для перено́са.
  • Вы́пишите из те́кста 5 слов с проверя́емыми безуда́рными гла́сными. Подберите к ним прове́рочные сло́ва|слова́, укажи́те ко́рни.
  • Вы́пишите из те́кста всё|все сло́ва|слова́ с проверя́емой безуда́рной гла́сной Ё в ко́рне.
  • Вы́пишите из те́кста по одному́ сло́ву с проверя́емыми безуда́рными гла́сными  А, О, Е, И, Я. Подберите к ним прове́рочные сло́ва|слова́, укажи́те ко́рни.
  • Подберите 3 однокоренных сло́ва|слова́ к пе́рвому сло́ву из второ́го предложе́ния (к тре́тьему сло́ву из пе́рвого предложе́ния)
  • Разбери́те пе́рвое предложе́ние по чле́нам.
  • Разбери́те тре́тье предложе́ние по частя́м ре́чи.
  • Вы́пишите из пе́рвого предложе́ния всё|все возмо́жные словосочета́ния.
  • Паустовский главный и неиссякаемый

    Паустовский главный и неиссякаемый

    Мно́гие ру́сские сло́ва|слова́ са́ми по себе́ излуча́ют поэ́зию, подо́бно тому́ как драгоце́нные ка́мни излуча́ют таи́нственный блеск.

    Хотя́ лю́бой|любо́й фи́зик объясни́т э́то явле́ние зако́нами фи́зики, но всё же блеск камне́й вызыва́ет ощуще́ние таи́нственности. Тру́дно прими́­риться с мы́слью, что внутри́ ка́мня, отку́да лью́тся сия́ющие лучи́, нет со́бственного исто́чника све́та.

    Сравни́тельно легко́ объясни́ть происхожде́ние «поэти́ческого из­луче́ния» мно́гих на́ших слов. Очеви́дно, сло́во ка́жется нам поэтиче­ским в том слу́чае, когда́ оно́ передаёт поня́тие, напо́лненное для нас поэти́ческим содержа́нием.

    Но де́йствие са́мого|самого́ сло́ва|слова́ на на́ше воображе́ние объясни́ть гораз­до трудне́е, и большинство́ таки́х поэти́ческих слов свя́зано с на́шей приро́дой.

    Ру́сский язы́к открыва́ется до конца́ в свои́х пои́стине волше́бных сво́йствах и бога́тстве лишь тому́, кто кро́вно лю́бит и зна́ет «до кос­то́чки» свой наро́д и чу́вствует сокрове́нную пре́лесть на́шей зе́мли|земли́.

    Для всего́, что существу́ет в приро́де, в ру́сском языке́ есть вели́­ко́е мно́жество хоро́ших слов и назва́ний.

    Что́бы убеди́ться в э́том, что́бы изучи́ть ёмкий и ме́ткий наш сло­варь, у нас есть, поми́мо книг таки́х знатоко́в приро́ды и наро́дного языка́, как Кайгородов, Пришвин, Го́рький, Алексе́й То́лстой, Акса­ков, Леско́в, Бунин, и мно́гие други́е писа́тели. Гла́вный и неиссякае­мый исто́чник языка́ — сам наро́д: крестья́не, паро́мщики, пастухи́, па́сечники, охо́тники, рыбаки́, ста́рые рабо́чие, лесны́е объе́здчики, ба́кенщики, кустари́, се́льские живопи́сцы, реме́сленники и все те бы­валые лю́ди, у кото́рых что ни сло́во, то зо́лото.

    (К. Паустовский) (205 слов)

    Зада́ние

    1. Вы́пишите из те́кста сложносочинённое предложе́ние и вы­по́лните|полни́те его́ синтакси́ческий разбо́р.
    2. Вы́полните морфе́мный разбо́р слов реме́сленники, срав­нительно.
    ⇑ Наверх
    ⇓ Вниз