Пышный лес начал

Пышный лес начал

На́чало|Нача́ло о́сени|осени́

Пы́шный лес уже́ на́чал сбра́сывать золоти́стую листву́. Ещё тёплые и со́лнечные дни стано́вятся коро́че. Всё ча́ще иду́т дожди́.

Сего́дня че́рез око́нное стекло́ пробива́ются я́ркие лучи́ осе́ннего со́лнца. Хорошо́ в тако́й день прогуля́ться по осе́ннему ле́су|лесу́. Решено́! Я собира́юсь и и́ду|иду́ в ближа́йший от дере́вни лес. Идёшь по у́зкой тропи́нке ме́жду стро́йных оси́н и берёз, вели́чественных дубо́в и густы́х кусто́в оре́шника. Уже́ почти́ не слы́шно краси́вого пе́ния птиц, они́ собира́ются к перелёту в тёплые кра́я|края́. Лишь ше́лест упа́вших листьев под нога́ми, да иногда́ упадёт како́й-нибу́дь жёлудь.

Как легко́ дыша́ть све́жестью ра́нней о́сени|осени́! Хо́чется идти́ да́льше по жёлтой от листвы́ лесно́й тропи́нке, не свора́чивая домо́й. Вдруг слы́шу шо́рох, поднима́ю го́лову, а э́то бе́лка|белка́ та́щит к себе́ на де́рево гриб. Она́ его́ вы́сушит себе́ на́ зиму.

И́ду|Иду́ да́льше и ви́жу в золото́й листве́ ма́ленький се́рый комо́чек. Э́то пте́нчик вы́пал из гнезда́|гнёзда. «Ну́жно забра́ть его́ к себе́ домо́й, ина́че в осе́ннем ле́су|лесу́ его́ ми́гом съест кака́я-нибу́дь хи́трая лиси́ца», – ду́маю я. Аккура́тно беру́ его́ и кла́ду|кладу́ к себе́ за па́зуху, там тепле́е. Отправля́юсь домо́й, там уже́ ждёт ма́ма с горя́чим обе́дом.

Жи ши ча ща чу щу диктант

Жи ши ча ща чу щу диктант

ПРЕДУПРЕДИ́ТЕЛЬНЫЕ ДИКТА́НТЫ

Записа́ть и прочита́ть сло́ва|слова́.

Чай, ча́йник, ча́шка, ча́ща, ро́ща, щаве́ль, выруча́й, гу́ща, ча́сто, час, часы́, часово́й, ча́йка|чайка́, ту́ча, чугу́н, хочу́, часть, чуб, чу́до, учу́, щу́ка, щу́плый. (22 сло́ва|слова́.)

Карти́нный дикта́нт.

Мяч, щено́к, я́щик, щу́ка, часы́, но́жницы, плащ, кирпи́ч, ста́нция, рукави́цы, ча́йка|чайка́, ту́ча, ча́шка, ча́йник, ци́ркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Записа́ть и прочита́ть сочета́ния слов.

Чужи́е кра́я|края́, тёмные чулки́, чу́ткий сон, ки́слый щаве́ль, щади́ть расте́ния, зуба́стая щу́ка, щу́рить гла́за|глаза́, чи́стить зу́бы, лесна́я ча́ща, живо́й уголо́к, широ́кая доро́га|дорога́. (22 сло­ва.)

Записа́ть текст. Подчеркну́ть сло́ва|слова́ с сочета́ниями жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ́.

У меня́ в кле́тке жи́ли два чи́жика. К весне́ они́ окре́пли. Вы́пущу-ка я их на во́лю! Вдали́ зелене́ла ро́ща. Отту́да доноси́лся ще́бет птиц. Мои́ чи́жики забеспоко́ились. Я зашёл в ча́щу|чащу́ и откры́л кле́тку. Пти́чки исче́зли в верши́нах дере́вьев. (39 слов.)

Записа́ть текст. Подчеркну́ть сло́ва|слова́ с сочета́ниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕ́ННАЯ РО́ЩА.

Че́рез по́ле бежит тропи́нка. Ныря́ет в берёзовую ро́щу и спеши́т да́льше. Ро́ща са́мая обыкнове́нная. Да то́лько вхо́дят в ро́щу, а из ро́щи не выхо́дят. Уж не завёлся ли в ро́ще Змей Горы́ныч? Я не вы́терпел и то́же пошёл в ро́щу. А там всё кра́сное от костяни́ки! (48 слов.)

Вы́борочные дикта́нты.

Записа́ть сло́ва|слова́ с бу́квами ш, ч, щ.

Листья в по́ле пожелте́ли,

И кру́жатся|кружа́тся, и летя́т,

Лищь в бо́ру|бору́ пони́кши е́ли

Зе́лень мра́чную храня́т…

(М. Лермонтов.)

Часовщи́к, прищу́рив глаз,

Чи́нит ча́сики для нас.

(С. Маршак.)

ОБЪЯСНИ́ТЕЛЬНЫЕ ДИКТА́НТЫ

Ча́шка, ро́ща, щаве́ль, часы́, чулки́, чуб, часть, чижи́, ча́йка|чайка́, щу́ка, жёлтый, чёрный, ёжик, маши́на, жи­вой, широ́кий, ту́ча, чуло́к. (19 слов.)

НА́ЧАЛО|НАЧА́ЛО ЗИ́МЫ|ЗИМЫ́.

Пти́цы улете́ли в тёплые кра́я|края́. На зе́млю па́дают пёр­вы́е снежи́нки. У́тренние за́морозки|заморо́зки побели́ли кры́ши домо́в, дере́вья. За ночь вы́росли сне́жные ро́щи на стёклах о́кон. Пришла́ зима́. (28 слов.)

Письмо́ по па́мяти.

Гони́мы ве́шними луча́ми,

С окре́стных гор уже́ сне́га|снега́

Сбежа́ли му́тными ручья́ми

На пото́пленные лу́га|луга́. (14 слов.)

(А. П у ш к и н.)

Го́рные верши́ны

Спят во тьме ночно́й,

Ти́хие доли́ны

По́лны|Полны́ све́жей|свеже́й мглой.

Не пыли́т доро́га|дорога́,

Не дрожа́т листы́…

Подожди́ немно́го,

Отдохнёшь и ты. (22 сло́ва|слова́.)

(М. Лермонтов.)

Диктант летним утром

Диктант летним утром

Ра́нним ле́тним у́тром мы отправля́емся на рыба́лку. Заря́ едва́ разгора́ется, и приро́да ещё преспоко́йно дре́млет. В низи́не расстила́ется моло́чно-бе́лый тума́н. По у́зкой тропи́нке среди́ тёмно-зелёных за́рослей оре́шника пробира́емся к небольшо́й речо́нке. Покры́тая росо́й трава́ каса́ется на́ших ног. Сере́бряные роси́нки перелива́ются в луча́х со́лнца.

Ре́чка неширо́кая, но доста́точно глубо́кая. Бе́рега|Берега́ её с ка́ждым годом всё бо́льше зараста́ют тростнико́м, куста́ми. На песча́ном бе́регу|берегу́ лежа́т приби́тые водо́й во́доросли. Волна́ ти́хо пле́щется о бо́рта|борта́ рыба́чьей ло́дки.

Забира́емся в камышо́вые за́росли|заросли́ и располага́емся там с у́дочками.

Со́лнце начина́ет припека́ть, но оно́ не обжига́ет уже́ успе́вшие загоре́ть за ле́то лицо́ и пле́чи. Всё|Все вокру́г преобража́ется под его́ луча́ми. Я́рко заблесте́ла река́. Лёгкий ветеро́к косну́лся прибре́жных камыше́й, и они́ ти́хо качну́лись и слегка́ пригну́лись к воде́.

Диктант красота осени

Диктант красота осени"

(1)На холсте́ был я́ркий проща́льный день конца́ октября́. (2)Бе́лое со́лнце стоя́ло ни́зко, сквози́ло ме́жду ствола́ми да́льних берёз, кото́рые на косого́ре про́тив со́лнца каза́лись чёрными. (3)Дул ве́тер и оголя́л забро́шенный монасты́рский сад. (4)Голубо́е, совсе́м ле́тнее|лётнее не́бо|нёбо с ле́тними облака́ми сия́ло над маха́ющими верху́шками дере́вьев, над разру́шенной ка́менной стено́й, освещённой сбо́ку. (5)Одино́кое, упа́вшее в траву́ я́блоко лежа́ло во́зле сте́ны|стены́, е́ле ви́димое сквозь облепи́вшие его́ листья.

(6)Да, он был соверше́нно оди́н в окре́стностях того́ монастыря́, и был тогда́ со́лнечный, сухо́й, просто́рный день. (7)Гу́сто шуме́ли, перелива́лись зо́лотом|золото́м оста́вшейся листвы́ ста́рые клёны, ме́ла|мела́ багря́ная мете́ль по заро́сшим доро́жкам са́да. (8)Всё бы́ло прозра́чно, свежо́, проща́льно. (9)Почему́ проща́льно? (10)Почему́ по́сле пяти́десяти лет, осо́бенно в я́ркие, сухи́е, зво́нкие дни о́сени|осени́, он не мог уйти́ от чу́вства, что и с ним ско́ро случи́тся то, что случи́лось с миллио́нами люде́й, то́чно так же, как он, ходи́вших по тропи́нкам вблизи́ други́х стен? (11)Мо́жет быть, красота́ осознаётся то́лько в роково́й и ро́бкий моме́нт её зарожде́ния и пе́ред её неизбе́жным исчезнове́нием, увяда́нием, на гра́ни|грани́ конца́ и нача́ла|начала́, на краю́ про́пасти|пропасти́?

(12)Ничего́ нет недолгове́чней красо́ты|красоты́, но как непереноси́мо ужа́сно то, что в ка́ждом зарожде́нии прекра́сного есть его́ коне́ц, его́ смерть. (13)День умира́ет в ве́чере, мо́лодость − в ста́рости, любо́вь − в охлажде́нии и равноду́шии.

По Ю. Бондареву (196 слов.)

Зада́ния

I вариа́нт

В одно́м-двух предложе́ниях сформули́руйте гла́вную мысль те́кста.

Како́й ча́стью ре́чи явля́ются сло́во прекра́сного (12 предложе́ние)? Како́й ча́стью ре́чи в друго́м конте́ксте оно́ мо́жет быть ещё?

Среди́ предложе́ний 6−11 найди́те сложносочинённое предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

Из предложе́ния 12 вы́пишите всё|все местоиме́ния.

Из предложе́ний 6–11 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

Из предложе́ний 1−4 вы́пишите обосо́бленное определе́ние.

Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ косого́ре (предложе́ние 2).

Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 2), постро́енное на осно́ве примыка́ния.

Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 2.

II вариа́нт

Как ещё мо́жно бы́ло бы озагла́вить текст? Запиши́те 2 свои́х заголо́вка к те́ксту.

Како́й ча́стью ре́чи явля́ются сло́во про́тив (2 предложе́ние)? Како́й ча́стью ре́чи в друго́м конте́ксте оно́ мо́жет быть ещё?

Среди́ предложе́ний 6−11 найди́те бессою́зное сло́жное предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

Из предложе́ния 10 вы́пишите всё|все местоиме́ния.

Из предложе́ний 12–13 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

Из предложе́ний 5−10 вы́пишите обосо́бленное определе́ние.

Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ сбо́ку (предложе́ние 4).

Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 3), постро́енное на осно́ве управле́ния.

Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 13.

⇑ Наверх
⇓ Вниз