Диктант №390
Литерату́рная рабо́та чрезвыча́йно индивидуа́льна. Лев Толсто́й не е́здил в тво́рческие командиро́вки, но облада́л гениа́льным душе́вным о́пытом, прожи́в сложне́йшую жизнь. Ива́н Бунин исколеси́л полови́ну ми́ра, но лу́чшие ве́щи напи́саны им не о путеше́ствиях, а о Росси́и, по кото́рой он тоскова́л на чужби́не и кото́рую чу́вствовал, по́мнил и знал превосхо́дно. Е́сли у писа́теля не́ было биогра́фии, он не способен созда́ть её иску́сственно, он мо́жет её то́лько попо́лнить. Ме́жду тем бытие́ на́ше насто́лько насы́щено, что необходи́мо лишь подро́бно осмы́сливать его́. Материа́л лежи́т везде́. Ото́рванность от действительности — э́то не но́рма, а боле́знь, и дово́льно ре́дкая. Мне не совсем поня́тно, что зна́чит е́здить за сбо́ром материа́ла наме́ренно, задавшись це́лью написа́ть рома́н и́ли по́весть. Как э́то мо́жно отобра́ть и выбрать живу́ю жизнь, не явля́ясь её де́йствующим лицо́м? Бою́сь, что таки́м о́бразом возника́ет опа́сность вти́снуть необъя́тное в железный корсе́т иллюстрати́вности. Ну́жно, разуме́ется, е́здить и жить некото́рое вре́мя вдали́ от пи́сьменного стола́, но быть как все, ниче́м не выделя́ясь, жить не как писа́тель. Никто́ не до́лжен ви́деть твоего́ блокно́та. Е́здить необходи́мо для того́, что́бы полне́е ощути́ть реальные дета́ли, зву́ки, запахи вре́мени. Мо́жно, наконе́ц, пое́хать по какому́-то вну́треннему толчку́, ожида́я не́кой и́скры возбужде́ния в самом себе́ — где́-то далеко́ от Москвы́, в незнако́мых места́х, уже му́чаясь чем-то, а не раскры́в зара́нее блокно́т с гото́вностью «взбодрить повесту́шку», как когда́-то хорошо́ сказа́л Твардовский.
(По Ю. Бондареву) (211 слов)