Как научить ребенка писать?
Кто позабо́тится о том, что́бы ребёнок писа́л краси́во, бы́стро и гра́мотно?
Научи́ть писáть — э́то посложнее, чем научи́ть чита́ть.
Сра́зу оговорю́сь: под уме́нием писа́ть я подразумева́ю отню́дь не скла́дывание отде́льных слов из ку́биков Зайцева. Речь идёт, во-пе́рвых, о вы́работке бы́строго, краси́вого, разбо́рчивого и гра́мотного по́черка, а во-вторы́х, о компью́терном набо́ре слепы́м десятипальцевым ме́тодом. Я наро́чно употреби́л тут не совсе́м обы́чное словосочета́ние — «гра́мотный по́черк», — для того́ что́бы подчеркну́ть, что гра́мотность — э́то не теорети́ческие зна́ния, а мото́рный навык, кото́рый до́лжен быть приви́т не голове́, а руке́. Но о гра́мотности у нас ещё бу́дет возмо́жность поговори́ть поподробнее, а сейча́с на пове́стке дня друго́й вопро́с: «Кто, вообще́, до́лжен обуча́ть на́ших детей письму́?»
Посмо́трим для начала: что нам мо́гут предложи́ть мо́дные ны́не мето́дики ра́ннего разви́тия?
Ока́зывается, ро́вным счётом ничего́. Оди́н из веду́щих экспе́ртов в о́бласти ра́ннего разви́тия, пи́шет по э́тому по́воду сле́дующее.
Заме́чено, что де́ти, ра́но научи́вшиеся писа́ть, попа́в в шко́лу, пи́шут отврати́тельно. Учителя нача́льных кла́ссов из года в год твердя́т роди́телям, что́бы они́ не занима́лись со свои́ми детьми́ письмо́м в дошко́льном во́зрасте. И в э́том они́, к сожале́нию, пра́вы.
Де́ти, обучи́вшись в ра́ннем во́зрасте письму́, бы́стро по́ртят по́черк за счёт того́, что рука́ ещё не устоя́лась. Да́же е́сли с самого начала бу́квы получа́ются краси́вые, закрепи́ть хоро́ший по́черк как навык невозмо́жно и́з-за нереа́льности ежедне́вных интенси́вных заня́тий с малышо́м.
Научи́ть ребёнка писа́ть о́чень легко́. Научи́ть писа́ть мо́жно и в три, и в четы́ре, и в пять. Но заста́вить трех-четырёхле́тнюю кро́ху писа́ть по ча́су в день, внима́тельно следя́ за пра́вильным изображе́нием ка́ждого элеме́нта букв, не то́лько бессмы́сленно, но и жесто́ко. А по-друго́му доби́ться устано́вки хоро́шего по́черка невозмо́жно. Ребёнок, вы́учив пи́сьменный алфави́т, начина́ет им по́льзоваться по со́бственному усмотре́нию. Останови́ть и́ли проконтроли́ровать э́тот проце́сс уже невозмо́жно. Пи́шет что попа́ло и, есте́ственно, как попа́ло. По́черк, да́же е́сли он был вполне́ сно́сным в моме́нт обуче́ния, бы́стро по́ртится и и́менно в тако́м ви́де закрепля́ется как навык.
Че́стно говоря́, я не ожида́л от Ле́ны Даниловой тако́го открове́нно саморазоблачающего призна́ния. Ведь здесь почти́ прямы́м те́кстом зая́влено: «В сфе́ру ра́ннего разви́тия вхо́дит то́лько то, чему́ ребёнок мо́жет научи́ться игра́ючи, без уси́лий. А всё, что тре́бует от него́ насто́йчивого, системати́ческого труда́, нахо́дится в исключи́тельной компете́нции шко́лы».
Что ж, ла́дно: загля́нем в шко́лу. Как обуча́ют письму́ там?
Сле́дует отме́тить, что шко́льные мето́дики по обуче́нию письму́ за после́дние полвека кардина́льно измени́лись. В былы́е времена́ писа́ли пером и́ли перьево́й ру́чкой, причём мла́дшие шко́льники по́льзовались, как пра́вило, са́мыми дешёвыми пи́сьменными принадле́жностями весьма́ скве́рного ка́чества. Е́сли плоху́ю перьеву́ю ру́чку держа́ть непра́вильно, то она́ просто-на́просто не пи́шет и, к тому́ же, бы́стро лома́ется. Поэ́тому шко́льные учителя волей-нево́лей должны́ бы́ли следи́ть за пра́вильной постано́вкой руки ка́ждого из ученико́в. Проце́сс обуче́ния письму́ был до́лгим. Он занима́л весь пери́од нача́льной шко́лы (три го́да), и, пока́ де́ти не выу́чивались мало-ма́льски сно́сно писа́ть, им не сли́шком забива́ли го́лову пра́вилами орфогра́фии.
Загла́вные бу́квы из шко́льных про́писей писа́лись тогда́ краси́вее, но гора́здо сложне́е. Да и са́ми про́писи бы́ли устро́ены не так. Предполага́лось, что одна́ кни́жка про́писей должна́ прослужи́ть не́сколько лет ра́зным ученика́м, поэ́тому там приводи́лись то́лько образцы́ для перепи́сывания, а упражня́ться письму́ сле́довало не в ней, а в отде́льной тетра́ди. Тетра́ди для пе́рвого кла́сса то́же бы́ли други́ми — в ча́стую косу́ю лине́йку, кото́рая о́чень облегча́ла написа́ние букв, служа́ им дополни́тельной «опо́рой».
С тех пор ка́чество пи́сьменных принадле́жностей и ка́чество шко́льного преподава́ния суще́ственно измени́лись. Пе́рвое — в лу́чшую сто́рону, второ́е — в ху́дшую. Тепе́рь в хо́ду неприхотли́вые ша́риковые ру́чки, и учителям нет на́добности пра́вильно ста́вить ру́ку ученика́м. По́сле перехо́да к упрощённому написа́нию букв ста́ло возмо́жным значи́тельно сократи́ть вре́мя на освое́ние каллигра́фии. Ны́нче уже первоклашки начина́ют писа́ть дикта́нты и зубри́ть орфографи́ческие пра́вила.
Что же каса́ется совреме́нных про́писей, то они́ заслу́живают бо́лее простра́нного коммента́рия. Вся абсу́рдность шко́льной систе́мы получи́ла в них своё зако́нченное воплоще́ние. Вот что я име́ю в виду́.
Как изве́стно, в шко́ле всем ба́лом пра́вит уче́бный план. Наприме́р, в уче́бном пла́не по матема́тике на те́му «умноже́ние на однозна́чное число́» отведено́ како́е-то коли́чество академи́ческих часо́в. Учени́к, кото́рый за поло́женное вре́мя осво́ил да́нную те́му, получа́ет пятёрку. Учени́к, кото́рый не уложи́лся в отпу́щенный срок, получа́ет дво́йку. Но и тот, и друго́й перехо́дят зате́м к но́вой те́ме — «умноже́ние на многозна́чное число́».
Э́тот же педагоги́ческий при́нцип лежи́т тепе́рь в осно́ве про́писей для первоклашек. Вот, наприме́р, образе́ц написа́ния бу́квы «а», и тут же — три пусты́е разлино́ванные стро́чки, что́бы ребёнок тренирова́лся писа́ть свою́ со́бственную бу́кву «а». Незави́симо от того́, научи́лся ли ребёнок писа́ть бу́кву «а» и́ли нет, — как то́лько три стро́чки конча́ются, он перехо́дит зате́м к бу́кве «б».
Вероя́тно, ны́нешние шко́льные методи́сты полага́ют, что де́ти — э́то какая-то осо́бенно созна́тельная разнови́дность люде́й. Когда́ ребёнок заме́тит, что ему́ отпу́щено всего́ лишь три стро́чки, он уж, коне́чно, бу́дет выпи́сывать бу́ковку «а» с уси́ленным прилежа́нием — что́бы успе́ть нарабо́тать соотве́тствующий мото́рный навык, пока́ ещё остаётся свобо́дное ме́сто.
Пло́хо, в тако́м слу́чае, шко́льные методи́сты зна́ют де́тскую психоло́гию. Норма́льный, психи́чески здоро́вый ребёнок посту́пит в то́чности наоборо́т. Е́сли уж он получи́л зада́ние исписа́ть бу́квой «а» три стро́чки, то он бу́дет э́то де́лать не с максима́льным прилежа́нием, а с максима́льной ско́ростью. Как бы жу́тко ни вы́глядели его́ кара́кули, переде́лывать халту́рно вы́полненную рабо́ту его́ уже не заста́вят — на э́то в его́ про́писях про́сто физи́чески нет ме́ста. Ну, поду́маешь, наза́втра учи́тельница ска́жет «ай-ай-а́й» и покача́ет голово́й. Зато́ тепе́рь мо́жно подольше посмотре́ть телеви́зор.
Любопы́тно отме́тить, что в пе́рвом кла́ссе шко́лы оце́нок тепе́рь не ста́вят. Плохи́е оце́нки за плохо́й по́черк ученики́ начина́ют получа́ть то́лько во второ́м кла́ссе, когда́ все заня́тия по про́писям уже далеко́ позади́.
Ита́к, бы́стренько запо́лнив пусты́е стро́чки в про́писях, де́ти перехо́дят к изуче́нию орфогра́мм.
Гм… гм… Чита́тель благоро́дный! Зна́ете ли Вы, что тако́е орфогра́мма? Я впервы́е столкну́лся с э́тим сло́вом, когда́ отвёл ста́ршего сы́на в пе́рвый класс и загляну́л в его́ уче́бники, что́бы поинтересова́ться, чем же он там занима́ется. Ока́зывается, э́то центра́льное поня́тие, вокру́г кото́рого ве́ртится изуче́ние ру́сского языка́ в совреме́нной шко́ле на протяже́нии мно́гих лет. Я тогда́ принялся расспра́шивать всех свои́х знако́мых, не зна́ют ли они́, что тако́е орфогра́мма. Нет, никто́ не знал. Тогда́ я обрати́лся к словаря́м. Иногда́ значе́ние како́го-то незнако́мого ру́сского слова про́ще всего́ уясни́ть, е́сли взгляну́ть на его́ перево́д на како́й-нибу́дь иностра́нный язы́к. Так вот, е́сли обрати́ться, наприме́р, к словарю́ Я́ндекса, то в его́ англи́йской, неме́цкой, францу́зской, италья́нской и испа́нской частя́х комбина́ция букв «орфогра́мма» воспринима́ется как опеча́тка. А в ру́сской ча́сти э́то сло́во встреча́ется лишь в еди́нственном исто́чнике — в Большо́й Сове́тской энциклопе́дии. Здесь напи́сано сле́дующее.
Орфогра́мма (от греч. orthós — пра́вильный и grámma — письмо́)
1) после́довательно воспроизводимый спо́соб переда́чи на письме́ фономорфологического явле́ния в том и́ли ино́м языке́ (…);
2) Написа́ние, соотве́тствующее пра́вилам орфогра́фии.
На́до отда́ть справедли́вость шко́льным методи́стам: они́ привива́ют первоклашкам всё же не пе́рвое из ука́занных определе́ний, а второ́е. Так, в уче́бнике А.В.Поляковой для 1 кла́сса нача́льной шко́лы чита́ем:
Орфогра́ммы — э́то написа́ние слов по определённым пра́вилам. <Наприме́р,> большая бу́ква в имена́х, о́тчествах и фами́лиях люде́й — э́то орфогра́мма.
Кто понял, что тако́е орфогра́мма, — поднимите ру́ку! Я уж то́чно руки не подниму. Наве́рно, всё де́ло в моем математи́ческом образова́нии. Я машина́льно де́лаю подстано́вку и получа́ю:
Большая бу́ква в имена́х, о́тчествах и фами́лиях люде́й — э́то написа́ние слова по определённым пра́вилам.
В э́той фра́зе не бо́льше ло́гики, чем, наприме́р, в тако́й:
Ле́стница ме́жду двумя́ этажа́ми — э́то строи́тельство дома по определённым пра́вилам.
Коне́чно, не́который смысл тут интуити́вно уга́дывается, но како́е неря́шество мы́сли! како́е неуваже́ние к ру́сскому языку́! В разгово́рной ре́чи подо́бные ля́псусы, пожа́луй, ещё допусти́мы, одна́ко уче́бник для пе́рвого кла́сса мо́жно бы́ло бы написа́ть и покорректнее.
Ита́к, лишь то́лько пусты́е стро́чки в про́писях зака́нчиваются, каллигра́фия счита́ется пройденным эта́пом, и первоклашки принима́ются осва́ивать правописа́ние. Их обуча́ют оты́скивать в слова́х орфогра́ммы. Наприме́р, ребёнок пи́шет под дикто́вку: «У Маши тетра́дь». По за́мыслу шко́льных методи́стов, он до́лжен про себя́ прогова́ривать: «Маша — э́то и́мя челове́ка. Зна́чит, оно́ пи́шется с большо́й бу́квы, потому́ что большая бу́ква в имена́х люде́й — э́то орфогра́мма. На конце́ у Маши должна́ стоя́ть бу́ква и, потому́ что бу́ква и в буквосочетаниях жи, ши — э́то орфогра́мма. Бу́ква е в сло́ве тетра́дь — э́то безуда́рная гла́сная. Зна́чит, э́то то́же орфогра́мма. Прове́рочного слова тут подобрать нельзя́. Таки́е слу́чаи сле́дует проверя́ть по словарю́ и запомина́ть. На конце́ слова тетра́дь слы́шится ть, а на́до писа́ть дь, потому́ что мо́жно подобрать прове́рочное сло́во — тетра́ди, — и э́то опя́ть-таки орфогра́мма».
Где уж тут уследи́ть за краси́востью по́черка!
Короче говоря́, тот мра́чный сцена́рий, кото́рым пуга́ют роди́телей дошко́льников, как раз в шко́ле-то и реализу́ется в по́лной ме́ре. Есть, пра́вда, два несуще́ственных отли́чия. Во-пе́рвых, предполага́ют, что хотя́ бы попервонача́лу бу́квы у дошко́льников получа́ются всё же краси́выми, а про шко́льников мы тако́го утвержда́ть не мо́жем. Во-вторы́х, дошко́льники принима́ются писа́ть что попа́ло и как попа́ло, реализу́я свои́ со́бственные необу́зданные фанта́зии, в то вре́мя как шко́льникам прихо́дится писа́ть под стро́гим надзо́ром учителей, воплоща́я в жизнь убо́гие фанта́зии методи́стов.