Развитие русского языка
Развитие русского языка
С помощью языка человек осознает, совершенствует и развивает свои мысли, делает их доступными для других. Каждое полноценное восприятие человека, данное органами чувств, обозначается словом. Только совместное
и одновременное действие языка и мышления в их связи дает нам всестороннее и глубокое знание окружающей
действительности. А поскольку мысль выражается в языке, то систематическая работа по усвоению учащимися языковых средств развивает и совершенствует мышление школьников. Значит, учитель-словесник, руководствуясь процессом развития языка учеников, стимулирует тем самым процесс развития их
мышления.
Более того, "развитие языка - обязательные условия ни только интеллектуального, но и вообще гармоничного развития личности ".
Язык становится средством общения между людьми тогда, когда слова применены НЕ изолировано, в предложении, а объединены в единственное смысловое и структурное целое, которое дает нам представление о действительности.
Вот почему особенно важно, чтобы школьники овладели разнообразными логическими и грамматическими средствами языка для составления связных текстов.
Развивать язык учеников - значит работать над всеми его компонентами: содержанием, логической связностью, тематической законченностью,смысловой и структурной целостностью, точностью, образностью, выразительностью, ясностью для слушателя и читателя, должным ЯЗЫКОВЫМ оформлением, так как все эти
вопросы решаются одновременно в процессе передачи мыслей.
В процессе развития языка ученики приобретают навыки правильного пользования всеми средствами (лексическими,грамматическими и др.).
Развитие языка- это забота наставника-словесника, которую он проводит специально и в связи с изучением школьного курса грамматики, орфографии и др.
Одна из важнейших задач работы по развитию речи - осознанное овладение средствами связного высказывания. Решается она путем комплексной работы при изучении всех разделов курса. Так, нельзя заниматься
обогащением словесного запаса учеников только на уроках лексики, а совершенствованием синтаксических строения - только на уроках синтаксиса. Однако одни разделы курса русского языка с базовыми для развития
навыка использования определенного речевого средства в языке, а другие дают возможность организовать тренировочную работу и дальнейшее совершенствование данного навыка. На этом строится этапность работы по развитию речи, имеющей в виду качественное изменение навыка на каждой степени обучения.
В современной методической литературы существуют 2 основные направления в работе по
развитию языка:
1) предупреждение и преодоление лексических, морфологических,
синтаксических неточностей и ошибок;
2) обогащение (расширение, наполнение) словаря (словарного запаса),
грамматического строя речи учащихся определенными средствами.
Они должны способствовать решению тесно связанных между собой задач в работе по развитию речи: формированию - с точки зрения норм русского языка - правильной и богатой речи учащихся.