Роль словарных диктанты в начальной школе
Роль словарных диктанты в начальной школе
Аннота́ция: Вы молодо́й начина́ющий учи́тель, а мо́жет о́пытный профессиона́л? Тогда́ э́та систематиза́ция из разли́чных исто́чников методи́ческой литерату́ры и передово́го о́пыта о разнообра́зии ви́дов дикта́нтов позво́лит учи́телям|учителя́м нача́льных кла́ссов и́ли учи́телям|учителя́м ру́сского языка́ ши́ре взгляну́ть на возмо́жности рабо́ты с те́кстом и сде́лать проце́сс обуче́ния написа́ния дикта́нтов бо́лее привлека́тельным ви́дом зада́ний для уча́щихся. Структу́ра: цель проведе́ния, методи́ческие осно́вы рабо́ты над ка́ждым ви́дом дикта́нтов с образца́ми и рекоменда́циями.
Ключевы́е слова́: дикта́нт, ви́ды дикта́нтов, классифика́ция дикта́нтов, теку́щий, ито́говый, вы́борочный, распредели́тельный, вы́борочно-распредели́тельный, свобо́дный, восстано́вленный, по анало́гии, предупреди́тельный, дикта́нт с обоснова́нием, объясни́тельный, дикта́нт «Проверя́ю себя́», самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти, комменти́рованный, зри́тельно-слуховы́е дикта́нты, тво́рческий.
Разнообра́зие дикта́нтов. Мето́дика их проведе́ния.
Поня́тие о дикта́нте.
Дикта́нт – э́то упражне́ние, состоя́щее в за́писи уча́щимися материа́ла, воспринима́емого на слух.
Дикта́нт – э́то вид орфографи́ческого упражне́ния, су́щность кото́рого, для уча́щихся, состои́т в за́писи воспринима́емого на слух сло́ва|слова́, предложе́ния, те́кста
Ви́ды дикта́нтов.
Дикта́нтом с измене́нием те́кста называ́ется лю́бой|любо́й дикта́нт, при за́писи кото́рого продикто́ванный текст изменя́ется по зада́нию учи́теля|учителя́: выбира́ется ука́занный материа́л, изменя́ются констру́кции продикто́ванных предложе́ний, вставля́ются но́вые сло́ва|слова́ и́ли словосочета́ния и про́чее. Таки́е дикта́нты не запи́сываются досло́вно и тре́буют акти́вной у́мственной де́ятельности, что помога́ет лу́чше поня́ть и запо́мнить материа́л
Схе́ма – классифика́ция ви́дов дикта́нтов
Теку́щий и ито́говый контро́льные дикта́нты
Теку́щий контро́льный дикта́нт прово́дится для прове́рки зна́ний уча́щихся по изу́ченным те́мам и́ли отде́льным вопро́сам .
Мето́дика проведе́ния контро́льного дикта́нта такова́: снача́ла учи́тель чита́ет весь текст, по́сле чего́ задаёт не́сколько вопро́сов по содержа́нию для выясне́ния сте́пени понима́ния детьми́ смы́сла прочи́танного, зате́м дикту́ет ка́ждое предложе́ние всего́ оди́н раз, де́ти повторя́ют про себя́ и запи́сывают.
По́сле того́ как де́ти запи́шут весь текст, учи́тель ещё раз чита́ет его́, де́лая значи́тельные па́узы ме́жду предложе́ниями, что́бы уча́щиеся могли́ прове́рить напи́санное.
В ка́честве теку́щего контро́льного дикта́нта прово́дится слова́рный.
Ито́говый контро́льный дикта́нт предполага́ет прове́рку усвое́ния детьми́ материа́ла, изу́ченного в тече́нии дли́тельного вре́мени, наприме́р, че́тверти и́ли полуго́дия.
Для ито́гового контро́льного дикта́нта предпочти́тельнее текст, в кото́ром нет слов на неизученные пра́вила. Е́сли же таки́е слова́ встреча́ются, то их ну́жно записа́ть на доске́. Коли́чество слов в ито́говом дикта́нте стро́го определено́.
Уме́стно вспо́мнить методи́ческие сове́ты К.Д.Ушинского относи́тельно того́, как на́до диктова́ть: «Диктова́ть должно́ ме́дленно, я́сно, но це́лыми предложе́ниями, а не отде́льными слова́ми, что́бы де́ти привы́кли уде́рживать в уме́ це́лые мы́сли, а не лови́ли зву́ков».
Тре́бования к те́ксту
Текст до́лжен быть:
Ви́ды обуча́ющих дикта́нтов
Обуча́ющие дикта́нты де́лятся на предупреди́тельные, объясни́тельные и комменти́рованные в зави́симости от того́, когда́, в како́й моме́нт рабо́ты прово́дится объясне́ние дикту́емого те́кста: пе́ред, по́сле и́ли во вре́мя дикто́вки.
Вы́борочный дикта́нт
Вы́борочный дикта́нт- э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой шко́льники из продикто́ванного те́кста выбира́ют и запи́сывают сло́ва|слова́, словосочета́ния и́ли – ре́же - предложе́ния на закрепля́емое пра́вило.
Вы́борочный дикта́нт быва́ет : карти́нный, слухово́й, зри́тельный.
1)вы́писать то́лько сло́ва|слова́ из «Словаря́»:
Урожа́й, урожа́й! На́ше ле́то провожа́й! Ско́лько сла́дкого горо́ха! Огурцы́ как на подбо́р! На гряде́ сорва́ть не пло́хо кру́пный кра́сный помидо́р!
2) вы́писать сло́ва|слова́ с сочета́ниями ЖИ-ШИ
На столе́ сто́ит|стои́т кувши́н с водо́й. Расцвели́ души́стые ла́ндыши. Ребя́та, дава́йте жить дру́жно.
2.2.2. Распредели́тельный дикта́нт
Распредели́тельный дикта́нт - э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой ученики́ запи́сывают весь дикту́емый текст, распределя́я его́ по гру́ппам, по указа́нию учи́теля|учителя́.
1)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́ – назва́ния живо́тных, во второ́й – сло́ва|слова́ – назва́ния расте́ний;
2)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых сле́дует запо́мнить гла́сную е , во второ́й – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную о , в тре́тий – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную а ;
Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт
Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт – э́то пи́сьменная рабо́та, при выполне́нии кото́рой прово́дится не то́лько вы́борочная за́пись дикту́емого те́кста, но и распределе́ние запи́санного на гру́ппы.
Записа́ть сло́ва|слова́ с Ь зна́ком|знако́м в пе́рвый сто́лбик, с Ъ – во второ́й.
По ра́дио объяви́ли об отправле́нии по́езда|поезда́. В на́шей шко́ле происходи́ла съёмка фи́льма. Хо́чется ры́бку съесть, да не хо́чется в во́ду лезть. В кле́тке мета́лся разъярённый зверь.
Свобо́дный дикта́нт.
Свобо́дный дикта́нт – э́то промежу́точная рабо́та ме́жду дикта́нтом и изложе́нием, при кото́рой текст, прослу́шанный уча́щимися, не запи́сывается под дикто́вку, а переска́зывается свобо́дно.
Под свобо́дным дикта́нтом понима́ют таку́ю за́пись дикту́емого те́кста, при кото́рой уча́щимся предоставля́ется пра́во его́ измене́ния, свобо́дного вы́бора слов и выраже́ний при сохране́нии о́бщего смы́сла.
Учи́тель снача́ла вырази́тельно чита́ет весь текст и прово́дит рабо́ту над его́ содержа́нием, зате́м чита́ет текст по частя́м, а ученики́ пи́шут. К чте́нию после́дующей ча́сти ну́жно переходи́ть то́лько тогда́, когда́ всё|все уча́щиеся напи́шут предыду́щую.
Восстано́вленный дикта́нт
Восстано́вленный дикта́нт – э́то рабо́та по свя́зному|связно́му те́ксту, в проце́ссе кото́рой шко́льник снача́ла прослу́шивает предло́женный отры́вок, зате́м пи́шет по нему́ вы́борочный дикта́нт и наконе́ц, восстана́вливает свя́зный текст по вы́писанным катего́риям.
Восстанови́ть текст в тех же синтакси́ческих констру́кциях по вы́писанным имена́м числи́тельным.
Расстоя́ние от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца равно́ почти́ 150 миллио́нам киломе́тров. Пешехо́д, преодолева́я ежедне́вно по 30 киломе́тров, шёл бы до Со́лнца 14000 лет. По́езд, иду́щий без остано́вок со ско́ростью 100 киломе́тров в час, дости́г бы Со́лнца че́рез 170 лет. Самолёт, летя́щий со ско́ростью 100 киломе́тров в час, долете́л бы до Со́лнца че́рез 17 с ли́шним лет. Звук, достига́ющий в атмосфе́ре ско́рости 350 ме́тров в секу́нду, от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца дошёл бы за 14 лет.
Диктант по анало́гии
Дикта́нт по анало́гии – э́то така́я тво́рческая рабо́та, в проце́ссе кото́рой учени́к прослу́шивает чита́емый учи́телем текст, а зате́м запи́сывает самостоя́тельно соста́вленный свя́зный текст, схо́дный с продикто́ванным по компози́ции и граммати́ческой структу́ре, но отлича́ющийся от него́ по содержа́нию.
По́сле проведе́ния наблюде́ний и бесе́ды написа́ть о кали́не, ряби́не и́ли черёмухе.
Абрико́совое де́рево расцвело́ – оно́ ста́ло удиви́тельно наря́дным. Всё|Все его́ ве́точки, уни́занные ро́зово-бе́лыми цвета́ми, вы́глядели невесо́мыми. Поду́й ве́тер – не ста́нет наря́дного де́рева: унесёт он его́ весе́нний наря́д за три́девять земе́ль.
Предупреди́тельный дикта́нт
Дикту́емый учи́телем текст подверга́ется орфографи́ческому разбо́ру до за́писи его́ уча́щимися (снача́ла объясне́ние, зате́м за́пись).
1) Пе́ред за́писью те́кста и́ли в проце́ссе за́писи (при так называ́емом комменти́рованном письме́) уча́щиеся объясня́ют, как напи́шут сло́во и почему́.
2) Наприме́р, учи́тель чита́ет предложе́ние: Гриб походи́л на таре́лку с водо́й.
По́сле чего́ задаёт вопро́сы: о чём говори́тся в э́том предложе́нии? Что говори́тся? Како́е э́то предложе́ние? Что ну́жно поста́вить в конце́ его́? Как ну́жно писа́ть пе́рвое сло́во в предложе́нии? Как и почему́ ну́жно писа́ть сло́во «гриб» («походи́л»)? Как напи́шем «на таре́лку, с водо́й»? Да́лее учи́тель сам поясня́ет написа́ние сло́ва|слова́ «таре́лку». К сло́ву «водо́й» подберите прове́рочное. По́сле тако́го разбо́ра под дикто́вку учи́теля|учителя́ уча́щиеся запи́сывают предложе́ние в тетра́дь.