Виды диктантов на уроке русского языка

Перо и бумагаНа уро́ках ру́сского языка́ по ка́ждой те́ме даю́тся дикта́нты двух ви́дов: обуча́ющие (из отде́льных слов, словосочета́ний, предложе́ний, те́кстов со сре́дней сте́пенью насы́щенности офрограммами и пунктограммами) и контро́льные, для кото́рых в основно́м беру́тся связные те́ксты. Как обуча́ющий дикта́нт пресле́дует цель контро́ля, так и контро́льный дикта́нт до́лжен име́ть обуча́ющую цель.

Слова́рный дикта́нт. Проведе́нию слова́рного дикта́нта должна́ предше́ствовать рабо́та по раскры́тию значе́ния слова, орфографи́ческая и граммати́ческая (сло́во должно быть употреблено́ в словосочета́ниях и предложе́ниях) рабо́та над сло́вом.

Наприме́р, на уро́ке «И́мя числи́тельное как часть ре́чи» учи́тель, расска́зывая уча́щимся об исто́рии происхожде́ния чи́сел, акценти́рует внима́ние детей на том, что числи́тельное оди́ннадцать образова́лось путём сраще́ния слов оди́н на десяти́ и, сле́довательно, пи́шется с двумя́ н, тогда́ как дальне́йшие числи́тельные второ́го деся́тка удво́енных согла́сных не име́ют. Да́лее объясня́ется образова́ние числи́тельных от 50 до 90: от пять деся́тков – пятьдеся́т, от шесть деся́тков – шестьдеся́т и т.д. Нужда́ются в объясне́нии и числи́тельные полтора́, полтора́ста, ты́сяча, сорок, миллио́н, миллиа́рд...

Слова́рный дикта́нт состои́т из отде́льных слов и словосочета́ний, сгруппиро́ванных темати́чески. Осо́бенность слова́рного дикта́нта в том, что рабо́та над правописа́нием отде́льных слов сосредото́чивает внима́ние уча́щихся на определённых орфогра́ммах. Языково́й материа́л слова́рных дикта́нтов мо́жно испо́льзовать для составле́ния предложе́ний и́ли небольши́х свя́зных те́кстов. Ва́жно, что́бы текст одного́ и того́ же слова́рного дикта́нта и́ли его́ ча́сти повторя́лся не́сколько раз че́рез определённые промежу́тки вре́мени.

Проведе́ние слова́рного дикта́нта занима́ет 5–10 мину́т.

Предупреди́тельный дикта́нт. Э́то тако́й вид упражне́ний, когда́ объясне́ние орфогра́мм и пунктограмм прово́дится до за́писи в тетра́дях. Он мо́жет проводи́ться в двух вариа́нтах: с пока́зом те́кста (зри́тельный) и без пока́за те́кста (слухово́й). В кла́ссе со сла́бой подгото́вкой сле́дует отдава́ть предпочте́ние пе́рвому вариа́нту. При проведе́нии зри́тельного предупреди́тельного дикта́нта предложе́ние и́ли слова с орфогра́ммами запи́сываются на доске́, зате́м разбира́ются, по́сле э́того напи́санное на доске́ закрыва́ется – и уча́щиеся под дикто́вку пи́шут слова и́ли предложе́ние. Зате́м текст открыва́ется, уча́щиеся сверя́ют его́ со свое́й за́писью и исправля́ют допу́щенные оши́бки.

При слухово́м предупреди́тельном дикта́нте перед за́писью те́кста уча́щиеся у́стно повторя́ют пра́вила орфогра́фии и пунктуа́ции, на кото́рые прово́дится дикта́нт. Тру́дные слу́чаи разбира́ются вме́сте с учи́телем. Зате́м сле́дует за́пись под дикто́вку. Предупреди́тельный дикта́нт позволя́ет произвести́ двойну́ю прове́рку. На обра́тной стороне́ доски дикта́нт вме́сте с кла́ссом пи́шут два ученика́ – оди́н си́льный, друго́й сла́бый. По́сле дикта́нта проверя́ем снача́ла рабо́ту си́льного ученика́, пото́м уча́щиеся сверя́ют её со свое́й за́писью в тетра́дях, и то́лько пото́м класс проверя́ет то, что написа́л сла́бый учени́к, и исправля́ет его́ оши́бки на доске́. Таки́м о́бразом, рабо́та над ка́ждой орфогра́ммой прово́дится многокра́тно.

Проведе́ние предупреди́тельного дикта́нта – от 10 до 15 мину́т.

Перо и бумага

Подгото́вленный дикта́нт. Э́тот вид упражне́ния предлага́ет уче́бник. Дома уча́щиеся запи́сывают слова с пропу́щенными орфогра́ммами, а в кла́ссе э́ти же слова мы пи́шем под дикто́вку.

Проведе́ние подгото́вленного дикта́нта – 5–6 мину́т.

Вы́борочный дикта́нт. При вы́борочном дикта́нте произво́дится за́пись не всего́ те́кста, а лишь отде́льных слов, словосочета́ний и́ли предложе́ний.

Наприме́р, при отрабо́тке на́выков разли́чия приста́вок и предло́гов уча́щиеся выпи́сывают в оди́н сто́лбик слова с приста́вками, а в друго́й – с предло́гами. При изуче́нии числи́тельных мо́жно предложи́ть за́пись в два сто́лбика сле́дующих числи́тельных: просты́х и составны́х, с мя́гким знаком в середи́не слова и на конце́ и т.п.

Проведе́ние вы́борочного дикта́нта занима́ет обы́чно до 5 мину́т.

Объясни́тельный дикта́нт. Учи́тель дикту́ет текст по предложе́ниям, а уча́щиеся запи́сывают в тетра́дях. По́сле за́писи оди́н из ученико́в чита́ет свою́ за́пись и объясня́ет орфогра́ммы и пунктограммы, остальны́е следя́т за свои́ми тетра́дями и исправля́ют допу́щенные оши́бки. Тако́е упражне́ние повыша́ет самостоя́тельность уча́щихся и повыша́ет у них фонемати́ческий слух. Объясни́тельный дикта́нт позволя́ет провести́ на уро́ке индивидуа́льную рабо́ту с ученико́м. Учи́телю тре́буется зара́нее подобрать таки́е приме́ры, в кото́рых уча́щиеся допуска́ют наибо́льшее коли́чество оши́бок, а при прове́рке спра́шивать и́менно тех, для кого́ э́ти оши́бки характерны.

Проведе́ние объясни́тельного дикта́нта занима́ет от 10 до 20 мину́т.

Письмо́ по па́мяти. Для э́того ви́да рабо́ты ча́ще всего́ предлага́ются стихотво́рные те́ксты, кото́рые зара́нее специа́льно зау́чиваются наизу́сть, а пото́м учени́к сам себе́ дикту́ет текст. На уро́ке по па́мяти мо́жно зау́чивать и пра́вила, а пото́м их запи́сывать под самодиктовку и́ли мо́жно надиктовать текст сосе́ду, а пото́м прове́рить у него́ напи́санное.

Вре́мя, затра́ченное на э́тот вид рабо́ты, – 8–12 мину́т.

Свобо́дный дикта́нт. Э́тот вид упражне́ния гото́вит уча́щихся к сжа́тому изложе́нию, поэ́тому его́ не стоит игнори́ровать. Це́лью тако́го дикта́нта всегда́ явля́ется отрабо́тка граммати́ческих на́выков построе́ния словосочета́ний и предложе́ний, а та́кже гра́мотного употребле́ния словоформ. Учи́тель чита́ет текст целиком, а зате́м по частя́м (необяза́тельно по предложе́ниям, мо́жно и по абза́цу). Ученики́ не досло́вно, а свобо́дно запи́сывают прочи́танное учи́телем. Испо́льзование синоними́ческого ря́да то́лько приветствуется, да́же е́сли сло́во бы́ло заменено́ сино́нимом то́лько потому́, что учени́к не знал, как пра́вильно записа́ть дикту́емое сло́во.

Вре́мя свобо́дного дикта́нта – до 10 мину́т.

Перо и бумагаТво́рческий дикта́нт. Э́то – упражне́ние, в проце́ссе выполне́ния кото́рого произво́дятся переде́лка те́кста, измене́ние его́. Уча́щиеся по зада́нию учителя распространя́ют предложе́ния второстепе́нными чле́нами предложе́ния (наприме́р, определе́ниями), и́ли дополня́ют их второстепе́нными чле́нами предложе́ния, и́ли вво́дят в текст вво́дные слова и предложе́ния. К таки́м дикта́нтам отно́сится и за́пись те́кста от определённого лица (наприме́р, е́сли текст передаётся от пе́рвого лица, сле́дует записа́ть его́ от тре́тьего; и́ли наоборо́т – текст от тре́тьего лица записа́ть от пе́рвого). Э́тот вид рабо́ты та́кже явля́ется ва́жной ча́стью подгото́вки к сжа́тому изложе́нию.

Тво́рческие дикта́нты мо́гут быть и таки́ми: с определёнными слова́ми, запи́санными на доске́ и́ли ка́рточке, соста́вить свя́зный текст и́ли предложе́ния на определённую те́му.

Вре́мя для проведе́ния тво́рческого дикта́нта – от 5 до 30 мину́т.

Дикта́нт с граммати́ческим зада́нием. Поми́мо те́кста дикта́нта, уча́щимся даётся определённое граммати́ческое зада́ние: наприме́р, подчеркну́ть граммати́ческие осно́вы во всех предложе́ниях, обозна́чить род и́ли число́ существи́тельных (ли́бо всех, ли́бо определённого абза́ца), обозна́чить все су́ффиксы прилага́тельных, вы́делить ли́чные оконча́ния глаго́лов и т.п.

Проведе́ние дикта́нта с граммати́ческим зада́нием – 30–40 мину́т.

Контро́льный дикта́нт. Контро́льный дикта́нт явля́ется основны́м сре́дством прове́рки гра́мотности уча́щихся и усвое́ния и́ми изу́ченного материа́ла. Контро́льные дикта́нты прово́дят по́сле изуче́ния определённой те́мы, в конце́ уче́бной че́тверти, полуго́дия, уче́бного года. Ви́ды контро́льных дикта́нтов: по́лный (контро́льный дикта́нт без измене́ния те́кста), контро́льный дикта́нт с граммати́ческим зада́нием, вы́борочный контро́льный дикта́нт, слова́рный контро́льный дикта́нт и т.п.

Материа́лом для контро́льных дикта́нтов слу́жат отры́вки из произведе́ний худо́жественной литерату́ры, изуча́емой на уро́ках литерату́ры и́ли рекомендо́ванной для внекла́ссного чте́ния. Те́ксты мо́гут быть взя́ты и из периоди́ческой печа́ти, но учи́телю сле́дует осо́бенно тща́тельно отбира́ть публицисти́ческий материа́л, так как совреме́нная пре́сса далека́ от соверше́нства. Материа́л до́лжен быть разнообра́зным, обогаща́ть речь шко́льников, расширя́ть их кругозо́р, спосо́бствовать о́бщему разви́тию уча́щихся и отвеча́ть воспита́тельным зада́чам шко́лы.

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(войти без комментирования)

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

⇑ Наверх
⇓ Вниз