Как научить ребенка писать правильно
Как научи́ть ребёнка писа́ть пра́вильно
Па́пы и ма́мы ча́сто нахо́дятся в недоуме́нии, почему́ э́то их ча́до пи́шет а-ля́ «ку́рица ла́пой». Ведь у сами́х-то по́черк о́чень да́же ничего́. Да и разнообра́зие канцеля́рских принадле́жностей ра́зных цвето́в, разме́ров, запахов располага́ют к тому, что́бы писа́ть краси́во. Но жела́емого результа́та нет. Поэ́тому у роди́телей и возника́ет вопро́с, как пра́вильно и бы́стро научи́ть ребёнка краси́во писа́ть.
Коне́чно, научи́ть ребёнка пра́вильно сиде́ть и пра́вильно держа́ть ру́чку — зада́ча не из лёгких, тем бо́лее, что к 5—б года́м уже скла́дывается определённая по́за при рисова́нии и письме́, ча́сто непра́вильная, и непра́вильный спо́соб держа́ния ру́чки.
Выделя́я после́довательность того́, чему́ на́до научи́ть ребёнка перед тем, как начина́ть писа́ть, сле́дует подчеркну́ть три основны́х моме́нта:
-научи́ть ребёнка соблюда́ть пра́вильную по́зу при рисова́нии и письме́;
-научи́ть ребёнка пра́вильно держа́ть каранда́ш (ру́чку);
-научи́ть ребёнка пра́вильно координи́ровать движе́ния па́льцев, ки́сти, предпле́чья, плеча́ при рисова́нии и письме́.
Почему́ э́то так ва́жно? Гла́вное потому́, что пра́вильная по́за, пра́вильное положе́ние ру́чки и пра́вильная координа́ция движе́ний позволя́ют сформирова́ть пра́вильную те́хнику письма, пра́вильный графи́ческий навык, а зна́чит, сде́лать письмо́ удо́бным, чётким, бы́стрым.
Безусло́вно, писа́ть мо́жно и в не о́чень удо́бной по́зе, вывора́чивая постоя́нно неме́ющую ру́ку и зате́кшее плечо́, но тогда́ тру́дно говори́ть о ка́честве и ско́рости письма. Да и вряд ли мо́жно наде́яться, что при тако́й те́хнике удастся не ду́мать о том, как э́то де́лается.
О́чень ча́сто ребёнок ви́дит, что пло́хо пи́шет, и нере́дко э́то быва́ет свя́зано с непра́вильной те́хникой письма, но сам не осознает э́того, не зна́ет и не понима́ет, каки́е и́менно движе́ния бо́лее эффекти́вны, про́сты и досту́пны. Не сле́дует забыва́ть, что испра́вить непра́вильную по́зу и́ли неве́рную те́хнику письма, к кото́рой привы́к ребёнок, не про́сто тру́дно, но ча́ще всего́ невозмо́жно.
Все э́ти пра́вила несло́жны, но осво́ить пра́вильную поса́дку, спо́соб держа́ния ру́чки и те́хнику письма возмо́жно то́лько при постоя́нном и напра́вленном внима́нии взро́слых (педаго́га, воспита́теля, роди́телей). К сожале́нию, на пра́ктике постоя́нного и целенапра́вленного внима́ния к э́тим “мелоча́м” не получа́ется. Ска́зывается и то, что нере́дко де́ти сидя́т за чересчу́р ма́ленькими и́ли не по ро́сту большими стола́ми, а ру́чку де́ржат “как удо́бно”.
Сле́дует подчеркну́ть, что замеча́ния взро́слых, ти́па — “опя́ть сиди́шь непра́вильно” и́ли “непра́вильно де́ржишь ру́чку”, а ча́ще — “пло́хо сиди́шь” и “пло́хо де́ржишь ру́чку”, ничего́ не меня́ют, а гла́вное — не мо́гут измени́ть.
Ребёнок до́лжен понима́ть и чётко представля́ть себе́, что зна́чит хорошо́, пра́вильно и что и́менно непра́вильно, пло́хо. При э́том ну́жно не то́лько объясни́ть, как пра́вильно, но и показа́ть, найти́ вме́сте с ребёнком наибо́лее удо́бный для него́ вариа́нт пра́вильной по́зы и́ли пра́вильного положе́ния ру́чки. Ва́жно та́кже, что́бы ребёнок понял и почу́вствовал удо́бство пра́вильной по́зы и пра́вильного положе́ния ру́чки.
Дово́льно ча́сто при жа́лобах на плохо́й по́черк ни учи́тель, ни роди́тели не принима́ют во внима́ние лишь оди́н элеме́нт положе́ния ки́сти: на каку́ю часть ки́сти опира́ется рука́ при письме́. Е́сли не на мизи́нец, а на ты́льную часть, то письмо́ стано́вится неудо́бным, затруднено́ продвиже́ние руки по строке́, невозмо́жно пра́вильное положе́ние ру́чки и т. п. Чёткий (не говоря́ уже о краси́вом) по́черк в э́том слу́чае про́сто невозмо́жен.
Как на́до сиде́ть при письме́?
Меня́лись времена́ и лю́ди, изменя́лись тре́бования к письму́, меня́лась мо́да на по́черк. Коне́чно, изменя́лась и по́за при письме́, и ору́дия письма. Ещё в 1879 году францу́зское гигиени́ческое о́бщество опубликова́ло ряд пра́вил по гигие́не письма, кото́рые не потеря́ли своего́ значе́ния и сейча́с. Вот э́ти пра́вила:
1. Сиде́ть при письме́ пря́мо, не сгиба́ясь.
2. Держа́ть о́ба ло́ктя таки́м о́бразом, что́бы они́ не опира́лись на стол и́ли, в кра́йнем слу́чае, опира́лись на него́ равноме́рно.
3. Приде́рживать тетра́дь (бума́гу) ле́вой руко́й (для праворуких).
4. Писа́ть пря́мо, а накло́н бу́дет создава́ться за счёт накло́нного положе́ния тетра́ди (бума́ги).
Па́рта, стол и стул, за кото́рыми сиди́т ребёнок, должны́ соотве́тствовать его́ ро́сту. Стул мо́жно поста́вить так, что́бы пере́дняя пра́вая но́жка находи́лась на одно́й ли́нии с кра́ем стола́, ле́вая же должна́ отстоя́ть на 7—10 см от ли́нии края стола́. Ту́ловище сле́дует держа́ть пря́мо, не сгиба́я ни вперёд, ни в стороны, не опуска́я пле́чи, о́ба плеча́ должны́ быть на одно́й высоте́. Грудь не должна́ каса́ться стола́ (расстоя́ние от стола́ до груди равно́ приме́рно ширине́ ладо́ни). Ноги со́гнуты под прямы́м угло́м в бёдрах и в коле́нях, опира́ются всей стопо́й на подста́вку для ног и́ли на пол. Голова́ должна́ быть слегка́ наклонена́ вперёд, что́бы глаза находи́лись на расстоя́нии 20— 30 см от тетра́ди (бума́ги). Для ребёнка ма́ленького роста э́то расстоя́ние мо́жет быть чуть ме́ньше. Впро́чем, не обяза́тельно измерять э́то расстоя́ние лине́йкой, попросите ребёнка сесть пря́мо, пусть он поло́жит руки на стол (не опира́ясь локтя́ми) и вы́тянет па́льцы. У ко́нчиков его́ па́льцев должна́ лежа́ть тетра́дь при письме́ (и кни́га при чте́нии). Ло́кти пи́шущего ребёнка должны́ немно́го выступа́ть за край стола́ и находи́ться на расстоя́нии о́коло 10 см от ту́ловища. Така́я по́за не то́лько де́лает письмо́ удо́бным, но и позволя́ет сохрани́ть работоспосо́бность, предотвраща́ет наруше́ния зре́ния и оса́нки.
Кры́шка па́рты (стола́) во вре́мя письма должна́ быть накло́нной. Э́то о́чень ва́жно для охра́ны зре́ния и сниже́ния утомле́ния мышц ше́и и спины. Накло́нное положе́ние позволя́ет ви́деть кни́гу, тетра́дь под наибо́льшим угло́м зре́ния и наиме́ньшем накло́не головы, а та́кже значи́тельно облегча́ет аккомода́цию глаз при письме́.
Ита́к, пра́вильная по́за при письме́:
- сиде́ть пря́мо;
- опира́ться спино́й на спи́нку сту́ла;
- не опира́ться гру́дью на стол;
- ноги держа́ть пря́мо, стопы на полу́ и́ли подста́вке;
- ту́ловище, го́лову, пле́чи держа́ть ро́вно;
- о́бе руки на столе́, опира́ются о край стола́, ло́кти выступа́ют за край стола́
Одна́ко пра́вильная по́за при письме́ э́то ещё не все. Не ме́нее ва́жно, как лежи́т бума́га, тетра́дь. От её положе́ния зави́сит не то́лько чёткость по́черка, но и возмо́жность сиде́ть пра́вильно. Попро́буйте са́ми и вме́сте с ребёнком положи́ть тетра́дь пря́мо перед собо́й, зате́м чуть сдви́ньте её впра́во, что́бы ни́жний ле́вый край тетра́ди (листа́ бума́ги) находи́лся на середи́не груди, и вы легко́ убеди́тесь, что в пе́рвом положе́нии (тетра́дь лежи́т пря́мо) писа́ть о́чень сло́жно. Второ́й вариа́нт (накло́нное положе́ние тетра́ди) позволя́ет не то́лько пра́вильно сиде́ть, но бо́лее легко́ и свобо́дно передвигать ру́ку по строке́ от начала к концу́ (рис. 7). По ме́ре заполне́ния листа́ тетра́дь продвига́ется вверх. Снача́ла ле́вая рука́ подде́рживает тетра́дь сни́зу, а когда́ страни́ца заполня́ется внизу́ — све́рху.
Осо́бое внима́ние сле́дует удели́ть тому, как помочь научи́ться писа́ть левше́.
1. Леворукий ребёнок нужда́ется в специа́льной по́мощи на нача́льных эта́пах обуче́ния:
ну́жно осо́бо зафикси́ровать внима́ние на пра́во-левосторо́нней ориента́ции штрихо́в, ина́че возмо́жно зерка́льное письмо́;
осо́бое внима́ние сле́дует удели́ть направле́нию письма: сле́ва — напра́во;
необходи́мо о́чень подро́бно и внима́тельно разобрать траекто́рию движе́ний при письме́ ка́ждого элеме́нта (бу́квы);
- о́чень подро́бно разобрать инстру́кцию вме́сте с ребёнком;
- не́сколько раз вы́полнить движе́ние в заме́дленном те́мпе;
- попроси́ть ребёнка “продиктова́ть” инстру́кцию взро́слому, что́бы малы́ш ещё раз осозна́л, что и как де́лать;
- вы́полнить все зада́ния в ме́дленном те́мпе.
2. По́за леворукого ребёнка должна́ обеспе́чивать доста́точно свобо́дное и удо́бное письмо́:
- ру́чка должна́ составля́ть одну́ ли́нию с руко́й;
- рука́ при э́том должна́ располага́ться под ли́нией письма;
- осо́бое значе́ние для леворукого ребёнка име́ет положе́ние ру́чки при письме́. Леворукий ребёнок до́лжен держа́ть ру́чку вы́ше, чем праворукий, - на расстоя́нии приме́рно 4 см от ко́нчика пера (сте́ржня). При непра́вильных спо́собах держа́ния ру́чки чёткое и пра́вильное письмо́ затруднено́; и руки бума́га (тетра́дь) располага́ется под накло́ном (впра́во) приме́рно в 20° и сдви́нута вле́во от це́нтра тела;
- пра́вая рука́ приде́рживает бума́гу (тетра́дь) в ну́жном положе́нии и передвигает её по ме́ре необходи́мости;
- свет при письме́ па́дает спра́ва.
Одно́ из гла́вных пра́вил письма — свобо́дное движе́ние пи́шущей руки, и обеспе́чивается оно́, пре́жде всего́, тем, как челове́к де́ржит ру́чку. Ну́жно, что́бы при письме́ сгиба́лись и разгиба́лись па́льцы, производи́лись враща́тельные и не́которые други́е движе́ния, одновреме́нно, рука́ должна́ передвигаться сле́ва напра́во от начала к концу́ строки. Все э́ти движе́ния бу́дут затруднены́, е́сли ру́чка зажима́ется чересчу́р си́льно, прогну́в указа́тельный па́лец, де́ржится вертика́льно и́ли инверти́рование (свобо́дный коне́ц ру́чки напра́влен от пи́шущего). Невозмо́жны свобо́дные движе́ния при письме́ и в том слу́чае, е́сли рука́ опира́ется о стол ты́льной стороно́й.
Как пра́вильно держа́ть ру́чку?
Ру́чка должна́ лежа́ть на ле́вой стороне́ сре́днего па́льца. Указа́тельный па́лец све́рху приде́рживает ру́чку, большо́й па́лец подде́рживает ру́чку с ле́вой стороны. Все три па́льца слегка́ закруглены́ и не сжима́ют ру́чку си́льно. Указа́тельный па́лец мо́жет легко́ поднима́ться, и при э́том ру́чка не должна́ па́дать. Безымя́нный и мизи́нец мо́гут находи́ться внутри́ ладо́ни и́ли свобо́дно лежа́ть у основа́ния большо́го па́льца. Во вре́мя письма рука́ опира́ется на ве́рхний суста́в за́гнутого внутрь мизи́нца.
Ита́к, ру́чку на́до держа́ть свобо́дно, не зажима́я её сли́шком кре́пко и не прогиба́я указа́тельный па́лец. Прогибание пе́рвого суста́ва указа́тельного па́льца увели́чивает мы́шечное напряже́ние, ребёнок бы́стро устаёт, а темп письма снижа́ется.
Расстоя́ние от ко́нчика сте́ржня до указа́тельного па́льца должно быть о́коло 2 см. Цвет па́сты до́лжен быть тёмно-си́ним, тёмно-фиоле́товым. Взро́слые ре́дко уделя́ют внима́ние ка́честву ру́чки: её фо́рме, длине́, толщине́, твёрдости сте́ржня, а э́то все немалова́жные усло́вия успе́шности и лёгкости формирова́ния на́выка. Оптима́льная длина́ ру́чки — 15 см, о́чень коро́ткие и о́чень дли́нные ру́чки лу́чше не испо́льзовать. Не годя́тся для письма детей ра́зного рода пода́рочные и рекла́мные вариа́нты ру́чек, осо́бенно пло́ские четырёхгра́нные, диа́метром бо́лее 7 мм и т. п. Сли́шком твёрдый сте́ржень, толщина́ “не по руке́”, ребри́стые грани не про́сто неудо́бны, а тре́буют дополни́тельных уси́лий, затрудня́ют проце́сс формирова́ния на́выка письма.
Уже ре́дко, но всё ещё встреча́ются сторо́нники обуче́ния письму́ перьево́й ру́чкой, приводя́щие в ка́честве аргуме́нтов представле́ния на́ших ба́бушек и де́душек. Вряд ли э́то целесообра́зно в на́ше вре́мя, тем бо́лее, что научи́ться писа́ть краси́во мо́жно и гуси́ным пером, и перьево́й ру́чкой, и “ша́риком”, ну́жно то́лько не создава́ть дополни́тельные тру́дности, не торопи́ться, стремя́сь перешагну́ть че́рез ступе́ньку, и терпели́во преодолева́ть совсе́м не просту́ю нау́ку обуче́ния письму́.