Диктант весна

Диктант "Весна́"

Наступи́ла весна́. Си́нее не́бо. Апре́льское со́лнце. Немножко тепла́ и о́чень мно́госве́та. Раскры́лись по́чки на дере́вьях. Показа́лись моло́денькие зелёные листо́чки. Просну́лась пчёлка. Она́ разбуди́ла свои́х подру́г. Пчёлки вы́летели из у́лья. Вот под ку́стиком они́ увидели си́ний цвето́чек. Это была́ си́няя фиалка. Она́ откры́ла свою́ чашечку. Там был сла́дкий сок. Пчёлки напи́лись|напили́сь вку́сного со́ка и ве́село полете́ли домо́й. Здра́вствуй, весна́!

Граммати́ческие зада́ния

  1. Подчеркни́те граммати́ческую осно́ву, указа́в ча́сти ре́чи
    • 1 вариа́нт – 8 предложе́ния (Она́ разбуди́ла свои́х подру́г)
    • 2 вариа́нт – 12 предложе́ния (Она́ откры́ла свою́ ча́шечку)
  2. Вы́пишите глаго́лы, употреблённые …
    • 1 вариа́нт – в еди́нственном числе́ (6)
    • 2 вариа́нт – во мно́жественном числе́ (6)
  3. Подберите глаго́лы сино́нимы, употреблённые в неопределённой фо́рме
    • 1 вариа́нт. Расска́зывать –…, смотре́ть –…
    • 2 вариа́нт. Труди́ться – …, ви́деть –…

Дикта́нт Я сказал мальчикам

Дика́нт "Я сказа́л ма́льчикам"

Я сказа́л ма́льчикам, что заблуди́лся, и подсел к ним. Мы немно́го поговори́ли, пото́м я прилёг под обгло́данный ку́стик и стал гляде́ть кругом. Карти́на была́ чуде́сная. О́коло огне́й дрожа́ло, упира́ясь в темноту́, кру́глое краснова́тое отраже́ние. Пла́мя и́зредка забра́сывало за черту того́ кру́га бы́стрые о́тблески. О́стрые, дли́нные тени, врыва­ясь на мгнове́нье, добегали до са́мых огонько́в. Так мрак боро́лся со све́том. Иногда́ из надвига́вшейся тьмы внеза́пно появля́лась лошади­ная голова́, гнеда́я и́ли вся бе́лая, внима́тельно и ту́по смотре́ла на нас. Вско́ре она́ сно́ва скрыва́лась в темноте́, то́лько слы́шно бы́ло, как она́ продолжа́ла жева́ть и отфыркиваться. Из освещённого места тру́дно разгляде́ть, что де́лается в потёмках, и потому́ вблизи́ всё каза́лось за­дёрнутым почти́ чёрной заве́сой. Да́лее к небоскло́ну дли́нными пят­на́ми сму́тно видне́лись холмы́ и леса. Тёмное чи́стое небо торжест­ве́нно и необъя́тно высоко́ стоя́ло над на́ми со всем свои́м таи́нственным великоле́пием.

(По И.С. Тургеневу) (134 слова)

Зада́ние

  • Докажи́те, что дикта́нт представля́ет собо́й свя́зный текст.
  • Сде́лайте синтакси́ческий разбо́р вы́деленного предложе­ния.
  • Вы́пишите из те́кста 2—3 слова, употреблённых в перено́с­ном значе́нии.
  • Запиши́те сино́нимы к слова́м пла́мя, боро́лся.
  • Разберите по соста́ву сло́во исче́знет.
  • Како́й ча́стью ре́чи явля́ется сло́во и́зредка? Графи́чески
  • объясни́те орфогра́ммы в э́том сло́ве.
  • Роль словарных диктанты в начальной школе

    Роль слова́рных дикта́нты в нача́льной шко́ле

    Аннота́ция: Вы молодо́й начина́ющий учи́тель, а мо́жет о́пытный профессиона́л? Тогда́ э́та систематиза́ция из разли́чных исто́чников методи́ческой литерату́ры и передово́го о́пыта о разнообра́зии ви́дов дикта́нтов позво́лит учи́телям|учителя́м нача́льных кла́ссов и́ли учи́телям|учителя́м ру́сского языка́ ши́ре взгляну́ть на возмо́жности рабо́ты с те́кстом и сде́лать проце́сс обуче́ния написа́ния дикта́нтов бо́лее привлека́тельным ви́дом зада́ний для уча́щихся. Структу́ра: цель проведе́ния, методи́ческие осно́вы рабо́ты над ка́ждым ви́дом дикта́нтов с образца́ми и рекоменда́циями.

    Ключевы́е слова́: дикта́нт, ви́ды дикта́нтов, классифика́ция дикта́нтов, теку́щий, ито́говый, вы́борочный, распредели́тельный, вы́борочно-распредели́тельный, свобо́дный, восстано́вленный, по анало́гии, предупреди́тельный, дикта́нт с обоснова́нием, объясни́тельный, дикта́нт «Проверя́ю себя́», самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти, комменти́рованный, зри́тельно-слуховы́е дикта́нты, тво́рческий.

    Разнообра́зие дикта́нтов. Мето́дика их проведе́ния.Далее...

    Роль словарных диктанты в начальной школе

    Роль слова́рных дикта́нты в нача́льной шко́ле

    Аннота́ция: Вы молодо́й начина́ющий учи́тель, а мо́жет о́пытный профессиона́л? Тогда́ э́та систематиза́ция из разли́чных исто́чников методи́ческой литерату́ры и передово́го о́пыта о разнообра́зии ви́дов дикта́нтов позво́лит учи́телям|учителя́м нача́льных кла́ссов и́ли учи́телям|учителя́м ру́сского языка́ ши́ре взгляну́ть на возмо́жности рабо́ты с те́кстом и сде́лать проце́сс обуче́ния написа́ния дикта́нтов бо́лее привлека́тельным ви́дом зада́ний для уча́щихся. Структу́ра: цель проведе́ния, методи́ческие осно́вы рабо́ты над ка́ждым ви́дом дикта́нтов с образца́ми и рекоменда́циями.

    Ключевы́е слова́: дикта́нт, ви́ды дикта́нтов, классифика́ция дикта́нтов, теку́щий, ито́говый, вы́борочный, распредели́тельный, вы́борочно-распредели́тельный, свобо́дный, восстано́вленный, по анало́гии, предупреди́тельный, дикта́нт с обоснова́нием, объясни́тельный, дикта́нт «Проверя́ю себя́», самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти, комменти́рованный, зри́тельно-слуховы́е дикта́нты, тво́рческий.

    Разнообра́зие дикта́нтов. Мето́дика их проведе́ния.

     Поня́тие о дикта́нте.

    Дикта́нт – э́то упражне́ние, состоя́щее в за́писи уча́щимися материа́ла, воспринима́емого на слух.

    Дикта́нт – э́то вид орфографи́ческого упражне́ния, су́щность кото́рого, для уча́щихся, состои́т в за́писи воспринима́емого на слух сло́ва|слова́, предложе́ния, те́кста

  • Основно́й вид рабо́ты обуче́ния правописа́нию.
  • Эффекти́вность его́ достига́ется тем, что учени́к, мо́лча произно́сит зву́ки, у́чится соотноси́ть зву́ки и бу́квы и чу́вствовать звук как фоне́му.
  • Дикта́нт тре́бует уси́ленного внима́ния, кото́рое определя́ет ско́рость и то́чность образова́ния на́выков.
  • Ви́ды дикта́нтов.

    Дикта́нтом с измене́нием те́кста называ́ется лю́бой|любо́й дикта́нт, при за́писи кото́рого продикто́ванный текст изменя́ется по зада́нию учи́теля|учителя́: выбира́ется ука́занный материа́л, изменя́ются констру́кции продикто́ванных предложе́ний, вставля́ются но́вые сло́ва|слова́ и́ли словосочета́ния и про́чее. Таки́е дикта́нты не запи́сываются досло́вно и тре́буют акти́вной у́мственной де́ятельности, что помога́ет лу́чше поня́ть и запо́мнить материа́л

    Схе́ма – классифика́ция ви́дов дикта́нтов

    Теку́щий и ито́говый контро́льные дикта́нты

  • Теку́щий контро́льный дикта́нт.
  • Теку́щий контро́льный дикта́нт прово́дится для прове́рки зна́ний уча́щихся по изу́ченным те́мам и́ли отде́льным вопро́сам .

    Мето́дика проведе́ния контро́льного дикта́нта такова́: снача́ла учи́тель чита́ет весь текст, по́сле чего́ задаёт не́сколько вопро́сов по содержа́нию для выясне́ния сте́пени понима́ния детьми́ смы́сла прочи́танного, зате́м дикту́ет ка́ждое предложе́ние всего́ оди́н раз, де́ти повторя́ют про себя́ и запи́сывают.

    По́сле того́ как де́ти запи́шут весь текст, учи́тель ещё раз чита́ет его́, де́лая значи́тельные па́узы ме́жду предложе́ниями, что́бы уча́щиеся могли́ прове́рить напи́санное.

    В ка́честве теку́щего контро́льного дикта́нта прово́дится слова́рный.

  • Ито́говый контро́льный дикта́нт.
  • Ито́говый контро́льный дикта́нт предполага́ет прове́рку усвое́ния детьми́ материа́ла, изу́ченного в тече́нии дли́тельного вре́мени, наприме́р, че́тверти и́ли полуго́дия.

    Для ито́гового контро́льного дикта́нта предпочти́тельнее текст, в кото́ром нет слов на неизученные пра́вила. Е́сли же таки́е слова́ встреча́ются, то их ну́жно записа́ть на доске́. Коли́чество слов в ито́говом дикта́нте стро́го определено́.

    Уме́стно вспо́мнить методи́ческие сове́ты К.Д.Ушинского относи́тельно того́, как на́до диктова́ть: «Диктова́ть должно́ ме́дленно, я́сно, но це́лыми предложе́ниями, а не отде́льными слова́ми, что́бы де́ти привы́кли уде́рживать в уме́ це́лые мы́сли, а не лови́ли зву́ков».

    Тре́бования к те́ксту

    Текст до́лжен быть:

  • Свя́зный
  • Поня́тный уча́щимся
  • Интере́сный, по содержа́нию и фо́рме изложе́ния
  • До́лжен дава́ть но́вую информа́цию об окружа́ющем ми́ре
  • Носи́ть воспи́тывающий хара́ктер
  • Ви́ды обуча́ющих дикта́нтов

    Обуча́ющие дикта́нты де́лятся на предупреди́тельные, объясни́тельные и комменти́рованные в зави́симости от того́, когда́, в како́й моме́нт рабо́ты прово́дится объясне́ние дикту́емого те́кста: пе́ред, по́сле и́ли во вре́мя дикто́вки.

  • Вы́борочный дикта́нт
  • Распредели́тельный дикта́нт
  • Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт
  • Свобо́дный дикта́нт
  • Восстано́вленный дикта́нт
  • По анало́гии
  • Предупреди́тельный дикта́нт
  • Дикта́нт с обоснова́нием
  • Объясни́тельный дикта́нт
  • Дикта́нт «Проверя́ю себя́»
  • Самодиктант и́ли письмо́ по па́мяти
  • Комменти́рованный дикта́нт
  • Зри́тельно-слуховы́е дикта́нты
  • Тво́рческий дикта́нт
  • Вы́борочный дикта́нт

    Вы́борочный дикта́нт- э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой шко́льники из продикто́ванного те́кста выбира́ют и запи́сывают сло́ва|слова́, словосочета́ния и́ли – ре́же - предложе́ния на закрепля́емое пра́вило.

    Вы́борочный дикта́нт быва́ет : карти́нный, слухово́й, зри́тельный.

    1)вы́писать то́лько сло́ва|слова́ из «Словаря́»:

    Урожа́й, урожа́й! На́ше ле́то провожа́й! Ско́лько сла́дкого горо́ха! Огурцы́ как на подбо́р! На гряде́ сорва́ть не пло́хо кру́пный кра́сный помидо́р!

    2) вы́писать сло́ва|слова́ с сочета́ниями ЖИ-ШИ

    На столе́ сто́ит|стои́т кувши́н с водо́й. Расцвели́ души́стые ла́ндыши. Ребя́та, дава́йте жить дру́жно.

    2.2.2. Распредели́тельный дикта́нт

    Распредели́тельный дикта́нт - э́то пи́сьменная рабо́та, в проце́ссе кото́рой ученики́ запи́сывают весь дикту́емый текст, распределя́я его́ по гру́ппам, по указа́нию учи́теля|учителя́.

    1)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́ – назва́ния живо́тных, во второ́й – сло́ва|слова́ – назва́ния расте́ний;

    2)записа́ть в пе́рвый сто́лбик сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых сле́дует запо́мнить гла́сную е , во второ́й – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную о , в тре́тий – сло́ва|слова́, в написа́нии кото́рых на́до запо́мнить гла́сную а ;

    Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт

    Вы́борочно-распредели́тельный дикта́нт – э́то пи́сьменная рабо́та, при выполне́нии кото́рой прово́дится не то́лько вы́борочная за́пись дикту́емого те́кста, но и распределе́ние запи́санного на гру́ппы.

    Роль слова́рных дикта́нты в нача́льной шко́ле

    Записа́ть сло́ва|слова́ с Ь зна́ком|знако́м в пе́рвый сто́лбик, с Ъ – во второ́й.

    По ра́дио объяви́ли об отправле́нии по́езда|поезда́. В на́шей шко́ле происходи́ла съёмка фи́льма. Хо́чется ры́бку съесть, да не хо́чется в во́ду лезть. В кле́тке мета́лся разъярённый зверь.

     Свобо́дный дикта́нт.

    Свобо́дный дикта́нт – э́то промежу́точная рабо́та ме́жду дикта́нтом и изложе́нием, при кото́рой текст, прослу́шанный уча́щимися, не запи́сывается под дикто́вку, а переска́зывается свобо́дно.

    Под свобо́дным дикта́нтом понима́ют таку́ю за́пись дикту́емого те́кста, при кото́рой уча́щимся предоставля́ется пра́во его́ измене́ния, свобо́дного вы́бора слов и выраже́ний при сохране́нии о́бщего смы́сла.

    Учи́тель снача́ла вырази́тельно чита́ет весь текст и прово́дит рабо́ту над его́ содержа́нием, зате́м чита́ет текст по частя́м, а ученики́ пи́шут. К чте́нию после́дующей ча́сти ну́жно переходи́ть то́лько тогда́, когда́ всё|все уча́щиеся напи́шут предыду́щую.

     Восстано́вленный дикта́нт

    Восстано́вленный дикта́нт – э́то рабо́та по свя́зному|связно́му те́ксту, в проце́ссе кото́рой шко́льник снача́ла прослу́шивает предло́женный отры́вок, зате́м пи́шет по нему́ вы́борочный дикта́нт и наконе́ц, восстана́вливает свя́зный текст по вы́писанным катего́риям.

    Восстанови́ть текст в тех же синтакси́ческих констру́кциях по вы́писанным имена́м числи́тельным.

    Расстоя́ние от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца равно́ почти́ 150 миллио́нам киломе́тров. Пешехо́д, преодолева́я ежедне́вно по 30 киломе́тров, шёл бы до Со́лнца 14000 лет. По́езд, иду́щий без остано́вок со ско́ростью 100 киломе́тров в час, дости́г бы Со́лнца че́рез 170 лет. Самолёт, летя́щий со ско́ростью 100 киломе́тров в час, долете́л бы до Со́лнца че́рез 17 с ли́шним лет. Звук, достига́ющий в атмосфе́ре ско́рости 350 ме́тров в секу́нду, от Зе́мли|Земли́ до Со́лнца дошёл бы за 14 лет.

     Диктант по анало́гии

    Дикта́нт по анало́гии – э́то така́я тво́рческая рабо́та, в проце́ссе кото́рой учени́к прослу́шивает чита́емый учи́телем текст, а зате́м запи́сывает самостоя́тельно соста́вленный свя́зный текст, схо́дный с продикто́ванным по компози́ции и граммати́ческой структу́ре, но отлича́ющийся от него́ по содержа́нию.

    По́сле проведе́ния наблюде́ний и бесе́ды написа́ть о кали́не, ряби́не и́ли черёмухе.

    Абрико́совое де́рево расцвело́ – оно́ ста́ло удиви́тельно наря́дным. Всё|Все его́ ве́точки, уни́занные ро́зово-бе́лыми цвета́ми, вы́глядели невесо́мыми. Поду́й ве́тер – не ста́нет наря́дного де́рева: унесёт он его́ весе́нний наря́д за три́девять земе́ль.

     Предупреди́тельный дикта́нт

  • Предупреди́тельный дикта́нт - испо́льзуется в це́лях отрабо́тки приёмов примене́ния пра́вил и напра́влен на овладе́ние уча́щимися алгори́тмом де́йствий.
  • Дикту́емый учи́телем текст подверга́ется орфографи́ческому разбо́ру до за́писи его́ уча́щимися (снача́ла объясне́ние, зате́м за́пись).

    1) Пе́ред за́писью те́кста и́ли в проце́ссе за́писи (при так называ́емом комменти́рованном письме́) уча́щиеся объясня́ют, как напи́шут сло́во и почему́.

    2) Наприме́р, учи́тель чита́ет предложе́ние: Гриб походи́л на таре́лку с водо́й.

    По́сле чего́ задаёт вопро́сы: о чём говори́тся в э́том предложе́нии? Что говори́тся? Како́е э́то предложе́ние? Что ну́жно поста́вить в конце́ его́? Как ну́жно писа́ть пе́рвое сло́во в предложе́нии? Как и почему́ ну́жно писа́ть сло́во «гриб» («походи́л»)? Как напи́шем «на таре́лку, с водо́й»? Да́лее учи́тель сам поясня́ет написа́ние сло́ва|слова́ «таре́лку». К сло́ву «водо́й» подберите прове́рочное. По́сле тако́го разбо́ра под дикто́вку учи́теля|учителя́ уча́щиеся запи́сывают предложе́ние в тетра́дь.

    ⇑ Наверх
    ⇓ Вниз