Диктанты в начальной школе по русскому языку

Диктанты в начальной школе по русскому языкуДикта́нты быва́ют ра́зные, в зави́симости от свое́й це́ли. Роди́телям не обяза́тельно вдава́ться во все то́нкости. Для трениро́вки про́сто выберете в оглавле́нии дикта́нты на ну́жное вам пра́вило и дикту́йте ребёнку предло́женные материа́лы. Е́сли диктова́ть нет возмо́жности, скопи́руйте на компью́тер, замените орфогра́мму то́чками (наприме́р, сло́во живо́т: «и» замените то́чками – ж…вот). Распеча́тайте тако́е зада́ние и дайте ребёнку. А ещё мо́жно испо́льзовать диктофо́н.

Не забыва́йте в орфогра́мму (то есть пра́вило), кото́рую вы отраба́тываете с ребёнком, включа́ть слова из предыду́щих зада́ний. Таки́м о́бразом, происхо́дит повторе́ние ра́нее пройденного материа́ла, а так же заставля́ет ученика́ быть внима́тельным, ду́мать, а не механи́чески рабо́тать с заве́домо изве́стной орфогра́ммой.

И ещё: хотя́ здесь подобраны дикта́нты в соотве́тствии с те́мами програ́ммы «Шко́ла 21 век», одна́ко они́ бу́дут поле́зны для любой друго́й УМК по ру́сскому языку́ в 1-4 кла́ссах. Ведь жи-ши пи́шем с и незави́симо от програ́ммы обуче́ния, не так ли?

Тепе́рь немно́го тео́рии для тех, кто хочет име́ть представле́ние о том, каки́е быва́ют дикта́нты и для чего́ и́менно, в каки́х слу́чаях они́ прово́дятся. Так как учителям мои́ поясне́ния не ну́жны, я не бу́ду си́льно углубля́ться в тео́рию, а расскажу́ в о́бщих черта́х о ка́ждом тяжёлом слу́чае ви́де дикта́нта.

орфогра́мма – э́то пра́вило написа́ния (бу́квы)

* от греч. orthos — пра́вильный, gramma — за́пись, пи́сьменный знак

пунктограмма – э́то пра́вило пунктуа́ции (зна́ки препина́ния)

* от лат. punctum то́чка и греч. γραμμα — бу́ква, пи́сьменный знак

Ещё лишь в о́бщих черта́х скажу́, что дикта́нт явля́ется одни́м из ви́дов пи́сьменных упражне́ний, напра́вленных на вы́работку уме́ний и на́выков гра́мотного письма, на определе́ние у́ровня их сформиро́ванности. В соотве́тствии с це́лью проведе́ния выделя́ются дикта́нты обуча́ющие и контро́льные. В нача́льных кла́ссах преоблада́ют дикта́нты обуча́ющие.

В зави́симости от эта́па рабо́ты над закрепле́нием языково́го материа́ла выделя́ются предупреди́тельные и объясни́тельные дикта́нты.

Поско́льку язы́к — э́то сре́дство обще́ния, цель обуче́ния языку́ заключа́ется не то́лько в усвое́нии орфогра́мм и пунктограмм, но и в разви́тии ре́чи детей. Поэ́тому уча́щимся предлага́ются дикта́нты, материа́л кото́рых воспроизво́дится без измене́ний (к таки́м дикта́нтам даю́тся дополни́тельные зада́ния) и с измене́нием дикту́емого: вы́борочные, тво́рческие, свобо́дные (после́дний вид дикта́нта вы́делен то́лько в связных те́кстах). В нача́льных кла́ссах наибо́лее распространены́ предупреди́тельные дикта́нты.

Так же ну́жно по́мнить, что спо́соб восприя́тия те́кста в проце́ссе дикта́нта мо́жет быть слуховы́м и зри́тельно-слуховы́м.

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

(войти без комментирования)

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

⇑ Наверх
⇓ Вниз